Читаю новости о роботах, беспилотных автомобилях и понимаю — мы стоим на пороге революционных событий, которые полностью изменят нашу жизнь. И произойдет это гораздо быстрее, чем нам сейчас кажется.
Одно из воспоминаний раннего детства: у нас в квартире черно-белый телевизор. Ни черта не видно и периодически требуется хорошенько по нему стукнуть — тогда изображение становится немного четче. Это был такой общепринятый метод экспресс-ремонта бытовой техники, действенный кстати. Чуть позже появился цветной телевизор — фантастическое достижение цивилизации.
Телефоны? Не, не слышали. В организациях, конечно, стояли стационарные аппараты. Но в квартирах они были только у редких счастливчиков. Чтобы поговорить с родственниками из другого города, необходимо было послать телеграмму и назначить время созвона на «переговорном пункте» — такие были в каждом городке.
Вы думаете, я жил во времена Пушкина? Нет, это реальность нашей жизни всего 30-35 лет назад.
Потом начали появляться первые компьютеры. Отношение к ним было — как к бесполезной игрушке. «Ну зачем ты компьютер покупаешь, взял бы лучше музыкальный центр». И еще одна цитата о компьютерах, правда из чуть более раннего времени.
«Ребята, хватит заниматься ерундой! Персонального компьютера не может быть. Могут быть персональный автомобиль, персональная пенсия, персональная дача. Вы вообще знаете, что такое ЭВМ? ЭВМ — это 100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно!»
Замминистра радиопромышленности СССР, 1980 год
Затем события начали ускоряться. Развитие науки вообще идет с ускорением. Видеомагнитофоны (сначала несбыточная мечта, затем в каждом доме). Первые кнопочные телефоны (изначально — только у бандитов и бизнесменов). Первые телефоны с цветным экраном и полифонией (убей не знаю, что означает этот термин, но помню, что это было круто).
Теперь посмотрим на устройство, которое лежит в вашем кармане. Телефон + фотоаппарат + видеокамера + диктофон + аудио/видео проигрыватель. И эта штука еще и умная. Может работать неплохим переводчиком, понимает голосовые команды. Готова организовать вам видеозвонок на другую сторону планеты, даже если вы в лесу находитесь. И стоит эта радость 100 долларов.
А вы в курсе, что на подобное устройство даже писатели-фантасты не замахивались? Они описывали «средства связи будущего», но их варианты были так себе... попроще того смартфона, что у вас в кармане сейчас.
И весь этот прогресс уместился в 30 лет. А сейчас на подходе Искусственный Интеллект (ИИ).
Пользователи не очень-то понимают разницу между обычным компьютером и ИИ. «Железяка» вчера умела одно, а сегодня умеет чуть больше, ну и что?
Так вот, ключевая особенность нейросети — способность к обучению. Процесс этот напоминает школьный метод подгонки решения под правильный ответ. На вход дают обучающую выборку (например, миллион черно-белых фотографий), на выходе те же фотографии, но цветные. Нейросеть видит задачу, знает конечный результат и обучается тому, как этот результат получать. После обучения мы можем давать на вход произвольные новые фото, ИИ переведет их в цвет с потрясающим качеством и скоростью.
Таким же способом ИИ учится управлять автомобилем, синтезировать речь, рисовать картины или логотипы и многое другое.
Пропасть между возможностями нейросети и обычного компьютера даже шире, чем между калькулятором и новеньким смартфоном. И еще один важный момент — ИИ сейчас находится в зачаточном состоянии, но быстро развивается.
Впрочем, моя статья не о достижениях технического прогресса. Я хочу порассуждать, как эти достижения изменят нашу жизнь. И на первый план выходит способность ИИ не просто помогать человеку, а заменять его во многих отраслях.
В исчезновении профессий нет ничего нового. Все развитие цивилизации идет по пути автоматизации и исключения человека из технологических процессов. С лошадиной тяги пересели на двигатели внутреннего сгорания. Пропала нужда в конюхах, извозчиках, кузнецах, но появился спрос на механиков и водителей.
История знает и более трагичные примеры. Изобретение парового двигателя и ткацкого станка радикально увеличило производительность труда. Работу сотни человек смогли выполнять двое. Это привело к тому, что тысячи ткачей в буквальном смысле умерли от голода, лишившись работы.
Восставшие крушат машины, лишившие их работы
Научный прогресс привел не просто к замене одних профессий на другие. Расширились потребности человечества.
300 лет назад основной задачей было добыть достаточно еды, о большем и не мечталось. А сейчас? Улучшение общего благополучия привело к взрывному развитию туризма, медицины, досуга, развлечения... — все изменилось до неузнаваемости. Образование стало совсем другим: школьное, высшее, курсы, развивашки для детей. Наконец, потребовалось огромное количество юристов, бухгалтеров, чиновников, чтобы регулировать новые сферы человеческой жизни. Все это создавало новые и новые рабочие места.
А теперь вернемся к текущему моменту. Я вижу два принципиальных отличия от прошлого.
Согласен, материальные блага распределены неоднородно. В Швейцарии люди действительно подошли к порогу своих потребностей, а в Африке голодают. Но это вопрос времени, новые технологии быстро исправят такие перекосы.
До сих пор я рассуждал достаточно абстрактно, а теперь хочу развить свою мысль на конкретных примерах. Направление главного научного прорыва ближайших лет автомобили без водителя — беспилотные автомобили.
Перечислим три главных компонента беспилотного авто.
Думающий компьютер с доступом к системам управления.
Система видеокамер и лидаров (лазерных радаров), позволяющих определять положение авто на дороге и расстояния до предметов с точностью до 2-3 сантиметров.
3-D карта стационарных объектов. В память компьютера загружена информация о зданиях, деревьях, бордюрах, обочине, дорожной разметке и т.д. С помощью радаров и карты авто определяет свое местоположение с исключительной точностью.
В будущем добавится система связи и обмена между соседними автомобилями, а также стационарные «маяки» на дорожной сети. Пока такая инфраструктура создана только на экспериментальных участках.
Беспилотные авто уже уверенно колесят по улицам городов — там, где власти разрешили испытания. Поначалу, присутствие за рулем водителя, готового перехватить управление, было обязательным требованием. Сейчас на ряде участков беспилотные авто ездят полностью самостоятельно.
Конечно, есть еще нерешенные проблемы, как технические, так и юридические. Запуск проекта в жизнь постоянно откладывается. Но можно не сомневаться — первые беспилотные такси появятся на улицах в ближайшие два-три года.
Кстати, беспилотные грузовики уже вполне работают на технических дорогах, где нет движения других автомобилей. Например, доставляют руду от месторождения до перерабатывающего завода. На коротких участках испытывают полностью автономную работу, на длинных и сложных используют комбинированный вариант. Во главе колонны идет машина под контролем человека, а следом за ней 5-10-20 автомобилей без водителя. Вот вам и новая профессия — «погонщик грузовиков».
А теперь перейдем к основному вопросу нашей статьи. Считайте, что до сих пор это была вводная часть.
Таксисты. Эта мысль на поверхности, они первыми окажутся без работы. Тяжела и неказиста жизнь российского таксиста. Но в масштабах страны не сильно критичное изменение.
Водители общественного транспорта. Как только технологию обкатают на легковых авто, её начнут применять и для автобусов. А значит новые сокращения.
Дальнобойщики. Вот тут уже интереснее. Огромное количество взрослых мужчин, самый активный трудовой ресурс, начнут конкурировать за рабочие места в других отраслях. Представляете, какое давление они окажут на рынок труда.
Кажется, всех перечислили? Вовсе нет. Если не будет дальнобойщиков, значит не нужны придорожные гостиницы, кафе, магазины. Эта сфера услуг если и не исчезнет, то сократится радикально. А это десятки тысяч предпринимателей и их семьи.
Давайте представим, как будут выглядеть поездки на беспилотных автомобилях будущем.
Ситуация: вам нужно добраться на работу в соседний город. Открываем приложение на смартфоне и система предлагает нам выбор:
Заметим, что исчезает фактор пробок, ожидания на остановках и т.д. Логистическая программа, также управляемая искусственным интеллектом, рассчитает все с исключительной точностью.
Почему мы пользуемся личным автомобилем, а не автобусом? Личное авто дороже, но на порядок комфортнее. И при этом в разы дешевле услуг таксистов.
Но беспилотники радикально меняют ситуацию. Они лишены недостатков общественного транспорта. А что с ценой? Беспилотные такси будут дешевле, чем собственное авто.
Удивительно? Но давайте посчитаем. Часто ли ваша машина эксплуатируется с полной загрузкой в 5 человек? Уверен, что нет. Даже если вы едете один, то расход бензина от этого не меняется.
А вот с роботакси машина будет подбираться под потребности конкретной поездки. Вы один? За вами приедет «табуретка на колесах» со смехотворным расходом топлива.
Дальше больше. Эксплуатационные расходы — масло, шины, запчасти, обслуживание — будут условно делиться между всеми пользователями сервиса. Сюда же добавим и амортизацию — ведь каждые 5-15 лет автомобиль нужно менять, а это колоссальные затраты.
Личный автотранспорт исчезнет. Собственный автомобиль в будущем — это как завести лошадь сейчас. Интересно, но дорого и непрактично.
Вижу вашу скептическую улыбку — эка куда автор размахнулся. Но давайте посмотрим долгосрочные бизнес-стратегии автогигантов. В общих чертах они есть в открытом доступе. Toyota, Volvo, Mercedes — все они готовятся переходить к модели продажи сервиса перевозок, а не автомобилей. Это будет не завтра, речь о среднесрочной перспективе в 20-30 лет, но тренд ясен. Шах и мат вам, дорогие скептики.
Само собой, огромное количество людей получают удовольствие от вождения и не откажутся от своего «железного друга». Но это процесс постепенный. Машина состарилась, многие ли решатся на новую дорогую покупку, когда есть дешевая и доступная альтернатива?
А для подрастающего поколения автоматические такси будут настолько привычны, что вопрос о получении прав и приобретении собственного авто в принципе не возникнет.
Исчезнут автосалоны со всем штатом продажников, юристов, бухгалтеров и т.д. Следом идут автошколы, страхование и сотрудники ГИБДД.
Радикально уменьшится количество транспортных средств — ведь они будут использоваться на порядок эффективнее. А значит, большая часть автосервисов также станет ненужной. Останется несколько крупных станций, проводящих плановое техническое обслуживание.
Под сокращение попадут не только механики, но и магазины автозапчастей. Рабочие автозаводов аналогично. Если количество машин уменьшается, то для их выпуска не нужно столько людей, как сейчас.
Как видим, без работы остаются не только таксисты, но и работники других специальностей, в том числе высококвалифицированные.
Мы разобрали ситуацию с автомобилями, а что в других отраслях?
Читаешь новости — в Японии создали робота, умеющего танцевать. А в Корее прошел футбольный матч между андроидами.
«От же ж людям заняться нечем. Налейте мне рюмку коньяка, и я станцую покруче любого робота », — подумает иной обыватель.
Но такие проекты создаются не для развлечения. Как вы думаете, если робот умеет танцевать и забивать мяч в ворота, справится ли он с более простыми задачами? Уборщик, охранник, продавец, горничная и т.д.
Все эти рабочие места уже можно было бы автоматизировать. Просто сейчас это экономически невыгодно, робот стоит очень дорого, проще нанять человека на такую должность. Но снижение стоимости — вопрос времени. Первые компьютеры тоже стоили дороже автомобиля.
А вот робот-сиделка — это экономически оправданное направление, и разработки ведутся очень активно.
Деменция и болезнь Альцгеймера — бич современной цивилизации. Благодаря успехам медицины, люди стали жить намного дольше. А вот победить старение мозга пока не удается. Стремительный рост количества пожилых людей, не способных себя обслуживать, ложится огромным грузом на бюджеты государств. Содержание таких пациентов обходится очень дорого, в том числе за счет высоких зарплат персоналу, ведь работа эта реально тяжелая. Уже несколько фирм представили прототипы роботов-сиделок, ведутся практические испытания.
Рассмотрим еще несколько примеров. Успешно тестируются:
По сути, простой физический труд может быть автоматизирован. Ну а что с творческими и интеллектуальными профессиями? Учись, сынок, а то...
А вы видели, какие картины рисуют нейросети? Оцените, и попробуйте сказать, что это не искусство. Создание логотипов — легко. И т.д. и т.п.
Картина нейросети Midjourney
Переводчики — Google.Translate уже переводит на вполне приемлемом уровне, а дальше будет лучше.
Юриспруденция. В западных странах нейросети вовсю используются для проверки документов, позволяют устранить ошибки, связанные с человеческим фактором.
Бухгалтерия — аналогично, да и вообще, уж с цифрами-то компьютер точно подружится.
Архитектура — нарисовать проект и просчитать материалы и нагрузки не будет проблемой.
Святая святых — медицина. А почитайте про робота-хирурга Da Vinci или робота-диагноста Watson.
На днях разговаривал с кадастровым инженером. Говорит, раньше мы рулеткой все мерили, теперь лазерами. А в продаже уже появились мини-квадрокоптетры, которые сами делают облет здания, снимают все размеры и выдают готовый план. Человеку остается только подпись поставить.
С квалифицированными профессиями дело обстоит лучше, совсем без участия человека не обойтись. Как минимум, оператор должен сформулировать задачу и проверить результат.
Но следует обратить внимание на два грозных процесса, которые угрожают даже «интеллектуальным» рабочим местам.
Вы архитектор, считаете себя незаменимым? А вон там в коридоре стоит еще двадцать голодных архитекторов. Дичайшая конкуренция, и, как следствие, снижение оплаты во всех без исключения отраслях гарантировано.
Но все, о чем я рассказывал до сих пор — это только начало, самое интересное нас ждет впереди.
Поначалу внедрение роботов будет идти в рамках классической экономики и подсчета прибыли/затрат. Что выгоднее — один робот-охранник (ему не нужно спать и отдыхать) или три человека? Как только покупка андроида станет выгодна экономически, начнется сокращение человеческого персонала.
Массовая автоматизация позволит существенно сократить стоимость товаров и услуг. И вот тут начинает проглядывать новая неожиданная перспектива.
Кто же будет покупать эти товары, если огромное количество людей останется без работы, а на сохранившихся рабочих местах заработная плата стремится к минимуму?
Здесь мы вступаем в зыбкую область предположений, но ясно одно — экономические отношения в нынешнем их виде перестанут существовать. Товар-деньги-товар, кривые спроса и предложения, конкуренция и захват рынков — все это потеряет смысл. Помните из истории, переход от рабовладельческого строя к феодальному, а затем к капитализму. Вот и сейчас нас ждет переход к чему-то принципиально новому.
Какой будет жизнь в новых условиях? Сложно сказать. Возможно, это будет мир всеобщего благополучия, когда работать не требуется, а всего в изобилии.
С другой стороны, все может оказаться не так радужно. В новой системе материальные блага сосредоточатся в руках государства или корпораций (что суть одно и то же), а простой человек полностью лишается инициативы и попадает в тотальную зависимость.
Может быть, Мир Будущего — это огромная Северная Корея, миска похлебки и ходьба строевым шагом?
Человек природой создан для борьбы. Голод, холод — сильнейшие мотиваторы. Аналогично бедность, желание достичь социального успеха заставляют нас двигаться вперед. Что случится, если необходимость бороться за себя исчезнет?
Этот процесс уже можно наблюдать. Люди уходят от реальности в мир компьютерных игр. И тут важно понимать: это происходит не потому, что «игры интересные». Ключевая причина — неспособность получить настоящие яркие эмоции в реальной жизни. Голод и холод не грозят, в плане социального успеха прыгнуть выше головы не получится. Вот и прячется такой человек в коробочку виртуальной реальности.
И все же сейчас нам приходится работать и участвовать в «настоящей» жизни. В будущем это станет необязательным.
Я был бы рад предположить, что тогда люди займутся спортом, творчеством и наукой, но не очень в это верю. Попытка найти искусственные стимулы поможет единицам, но в целом такая «придуманная мотивация» работает неважно.
Не ждет ли нас всеобщая депрессия и превращение в зомби-жителей выдуманного компьютерного мира?
И все же я уверен — мы приспособимся к новой реальности, как бывало уже не раз в истории, ведь человек — живучее создание.
Не теряйте в кризис сотрудников, а привлекайте лучших, улучшая репутацию на рынке труда. Закажите в «Экзитерра» HR-брендинг ORM/SERM и удаление негатива со скидкой!
Бесплатный аудит репутации.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.