Единственная настоящая ошибка – та, на примере которой мы ничему не научились.
Генри Форд
Если вы хотите, чтобы ваши дети преуспели в жизни, учите их быть психически сильными – говорят психологи – будьте с ними рядом в раннем детстве, когда они испытывают свои первые сильные переживания: головокружение от успехов или, наоборот, терпят неудачу. Развитие морально-волевых качеств наших детей начинается с того, что мы обращаем внимание на то, как они думают, чувствуют и действуют. И находим драгоценное время на помощь в решении их жизненных уроков.
Я не терпел поражений. Просто нашёл целых 10 000 способов, которые не работают.
Томас Эдисон
Советы психологов, как правило абстрактны. Но что конкретно надо делать родителям, чтобы воспитать успешного Человека? Бизнес-блог Экзитерра собрал лучшие практические рекомендации в одной статье!
Из этой статьи вы узнаете:
Прежде всего определимся с термином «успешный Человек». Очевидно, что успех может быть разным, и он не измеряется в деньгах или популярностью. Аудитория нашего издания — предприниматели, и успех в бизнесе определяется капитализацией компании, но если ваш ребёнок станет великим врачом, математиком, архитектором или заслуженным учителем — согласитесь, это тоже успех. Давайте в рамках данной статьи считать, что «успешный человек», тот, кто максимально полезен обществу.
Ещё одно важное предостережение для читателя, состоит в том, что всё, что вы узнаете в данной статье, хоть и является практическими рекомендациями, но их будет все равно довольно трудно реализовать. Как сказал один умный человек, ребёнок всё равно будет похож на вас, поэтому, если хотите воспитать ребёнка — воспитывайте себя. Поэтому, если даже данная статья станет для кого‑то красивым ориентиром, мы будем считать, что написали её не напрасно.
28 февраля 2023 года у детского психолога Шефали Цабари вышла книга под названием The Parenting Map (осмелимся и переведем: «Дорожная карта воспитания» – переводной версии на данный момент ещё нет, но есть множество анонсов). Доктор Шефали рассказывает о том, как родители могут скорректировать свой подход к воспитанию детей, чтобы помочь им лучше понять самих себя и построить маршрут к успеху на основе неподдающихся исправлению недостатков-достоинств.
В своей обширной частной практике клинический психолог Шефали Цабари чаще всего сталкивается с 6 яркими типами личности детей, которые имеют равные шансы как на оглушительный успех, так и на провал в будущем, в зависимости от того, смогут ли родители направить их тип активности в необходимом направлении. Для этого родителям нужно освоить приемы осознанного воспитания, и тогда они помогут своим детям превратить сложности характера в суперсилу (спойлер: ваш ребенок научиться молниеносно проигрывать несколько вариантов развития событий в голове и принимать самое сбалансированное решение).
Этот ребёнок часто суетлив, легко «выходит из себя», очень чувствителен. Такое ощущение, что он не может ни на что спокойно реагировать. Он постоянно ищет новых эмоций и приключений, и очень часто они сами его находят.
СУПЕРСИЛА: эти дети познают мир эмоционально, они гиперчувствительны. И ваша задача — научить их регулировать силу и модальность эмоций, помочь им справляться с собственной гиперреактивностью, стать настоящим управленцем их «корпорации страхов», возмущений и собственной зависимости от них.
Что требуется от родителей: помощь в нахождении внутренней гавани спокойствия и «нащупывании» почвы под ногами. Вместе и по-доброму высмеивайте внутренние страхи, возведите их в степень до абсурда, чтобы в реальной жизни эмоции «через край» не превратились в цунами конфликтов и хаос. Учите ребёнка брать паузу в речи, правильно дышать и «заземлять» эмоции с помощью любого вида творчества. Их стезя: сцена, инфлюенс-маркетинг, креативный PR, — они будут успешны в любой из сфер, связанных с восприятием эмоций аудитории и воздействием на неё.
Этим детям очень тяжело усидеть на месте, они все время в движении. У них куча планов и куча мест, куда нужно успеть сегодня. Им жизненно необходимо участвовать во всевозможных проектах и мероприятиях. Эти дети никогда не существуют в рамках устоявшихся социальных норм и правил, традиций и, уж тем более, устоев (с их точки зрения) – им обязательно нужно вырваться наружу. Наша привычная родительская стратегия по отношению к этим любителям свободы: «Нельзя, не делай так! 2 пальца в розетку! Стой! О-о-о, только не это!». Но это клеймит и унижает их страстный дух.
СУПЕРСИЛА: эти дети — подлинные энтузиасты, они супер-любознательны, невероятно увлечённые натуры, энергии которых хватает на то, чтобы «жонглировать» несколькими делами сразу и обязательно довести их до конца. Поэтому родителям крайне важно поддерживать страстный дух исследователя в своих маленьких «Энштейнах» и «Ландау»: всякими способами демонстрировать им, что их свободный дух не ущемляется, что его просто нужно направить в мирное русло (и показать им как можно больше таких направлений). Иначе эти дети начинают испытывать стыд за то, что люди вокруг осуждают их поведение или нестандартные подходы/идеи. Их и без вас часто порицает общество — не добавляйте ещё больше: примите их свободный дух и направьте на благо общества (кружки, секции, благотворительность). Эти ребята ещё покажут себя в головокружительном стартапе, и вы будете ими гордится!
Это ребёнок, о котором мечтает каждый родитель, потому что «мягче этой глины вы нигде не найдете»: вы можете влиять на него, как угодно, лепить всё, что вам заблагорассудится (и не удалось реализовать когда-то самим). Они сами сделают домашнее задание, приготовят ужин, посетят все кружки и секции и обязательно расскажут вам об этом вечером. Но здесь и кроется главная опасность: ваш ребёнок может статью мишенью ваших планов на его жизнь, вашего эго и никогда не понять, чем действительно он хочет заниматься в жизни.
СУПЕРСИЛА: это прирождённые перфекционисты и помощники, которые выполнят любую работу «без сучка, без задоринки».
Этих детей обязательно нужно учить правильно выстраивать личные границы и не пытаться угодить всем вокруг. Послушных ми-ми-мишек очень важно научить говорить «нет», слышать свой внутренний голос, развивать критическое мышление и высказывать свое мнение; это все не раз пригодится им в будущем!
Эти дети обычно очень застенчивы, это те, о ком говорят «вещь в себе», настоящие интроверты. Они любят рисовать в своем блокноте, часами играют на гитаре или мечтают под звёздным небом о полете в космос или внеземных цивилизациях. Им нравится быть наедине с собой.
Эти дети, как и исследователи, тоже активно осуждаемы обществом, потому что социум требует от нас быть экстравертами и молниеносно реагировать на стимулы извне, а ещё всегда быть приветливыми, коммуникабельными и активно проявлять себя. Поэтому мечтали часто чувствуют себя социально заклейменными и отвергнутыми.
СУПЕРСИЛА: умение видеть то, что не замечают обыватели, качественно иной взгляд на окружающую действительность, яркие инсайты и экстраординарные креативы.
Родителям важно как можно чаще напоминать таким детям, что возможность побыть наедине с собой в современном мире — это огромная смелость, и что им нужно уметь не обращать внимание на осуждение/насмешки, а просто делать свое дело: уважение обязательно придет со временем, когда окружающие начинают замечать, какую огромную помощь интроверты оказывают обществу, при этом тихо и незаметно.
Эти дети не дают заскучать своим родителям, у них есть своя точка зрения на все вокруг, им «до лампочки» на наше стремление как‑то повлиять на них. Они не дадут разыграться вашему родительскому супер-эго: забудьте о доминировании. Они не умеют быть мягкими и покладистыми. Настойчивое и порой агрессивное стремление к цели — это их неотъемлемая черта характера, равно как и врождённая уверенность в себе, выражающаяся в «завоёвывании» новых пространств, наград и возможностей. Эти дети могут быть внешне покладистыми или даже милейшими помощниками-исполнителями, но только для достижения поставленной цели и только очень непродолжительное количество времени.
СУПЕРСИЛА: это подлинные лидеры-строители корпораций и эффективные риск‑менеджеры, которые умеют мыслить системно и объёмно. Их стратегии всегда досконально продуманы и эффективны.
Родители чаще всего застревают в выяснении отношений с нонконформистами, но это самый худший подход к их воспитанию. Особенно отцам хочется доминировать или «переломить» – не получится, только отношения испортите. Как можно скорее переходите от доминирования к партнёрству: вас услышат и с вами подружатся. И обязательно позволяйте им идти своим путем, не создавайте преград — и ваше чадо быстрее придет к своей цели. Советуйтесь с ребёнком, учитывайте его мнение и не сомневайтесь, у него самый короткий и выверенный маршрут к своему и вашему успеху по сравнению с остальными детьми.
Это прирождённый оптимист и неунывающий гурман, вкушающий жизнь большими ложками. Что самое удивительное, рядом с этими раскрепощенными и весёлыми душами компаний у нас тоже просыпается огромный аппетит к радостям жизни. Эти яркие попрыгунчики могут найти удовольствие в любой жизненной ситуации и помогают всем окружающим наслаждаться происходящим. Ваша жизни стала кислой и неинтересной? — Семицветики приготовят из вашей жизни отличный лимонад и угостят всех вокруг!)
Родители, конечно, не скучают с такими детьми, но часто обеспокоены тем, что их отпрыски недостаточно амбициозны и мотивированы на достижение поставленных целей. Какие там цели? Да, такие дети редко ставят перед собой цели. Зато, они, как никто другой, умеют жить здесь и сейчас.
СУПЕРСИЛА: Семицветики — это маленькие гуру жизни в настоящем моменте. Они мастера по превращению любой ситуации в изобилие радости и благодарности. Эти дети — отличные примеры того, как следует вести себя в обществе — рядом с ними всегда легко и хорошо. Они отличные переговорщики, а это незаменимое качество для будущего бизнесмена в любой сфере деятельности. Просто помогите им не упускать цель из виду, всегда держать её «на мушке» — и тогда их лидерские качества заиграют ярким цветом.
Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Стив Джобс, Ричард Брэнсон, Дэвид Мердок и многие-многие другие стали миллионерами до получения высшего образования, многие бросили идею о получении «корочки» посередине пути или не стали беспокоится об университетской степени вовсе.
А вот Джефф Безос, Илон Маск, Сундар Пичаи, Сатья Наделла имеют степень магистра наук, некоторые — даже в очень престижных университетах.
Для многих срочная необходимость в получении образования возникает, когда стартап разросся до «стеклянного потолка», или достижения на работе оказались столь впечатляющими для вашего начальника, что он в срочном порядке ставит перед вами карьерную лестницу и цель в получении «корочки». Но что привело вас к лестнице?
Прилежность и старательность в учёбе и работе — это, конечно, хорошо, но эти качества не защищают от массовых сокращений в период кризисов и не являются определяющими в построении собственного бизнеса.
Автор книги «Как воспитать предпринимателя? 99 историй семей, которым это удалось», психолог и эксперт по воспитанию, Марго Макол Бисноу обобщила свой опыт и выделила 5 личных качеств, которые нужно развивать у ребёнка, чтобы он стал успешным в любом начинании.
Во всех проанализированных случаях Бисноу отмечала наличие в жизни будущих успешных предпринимателей какого-то страстного увлечения, без которого они не могли жить: спорт, моделирование, рисование, сочинительство, кодинг и т. д. Это всегда было что-то, что они выбрали самостоятельно, что-то, в чем они были по-настоящему хороши и рано начали осознавать это. Никогда не теряли мотивации и упорно развивались в любимом хобби. Именно благодаря пониманию, что они реально хороши в своем деле, у них развилась уверенность в своих силах и стабильная самооценка на очень надёжном основании из знаний, умений и навыков.
Эти дети умеют держать курс на горизонт в любую погоду: двигаться плавно или рывками, как угодно, да, иногда взять паузу, но потом пробовать вновь-и-вновь и не сдаваться. Будучи уже взрослыми, они говорили Марго Бисноу, что ни в коем случае не чувствуют себя умнее других людей, но если они берутся за что-то, то работают усерднее других и никогда не сдаются.
Огонёк в глазах таких детей при изучении чего‑то нового «освещает» им путь к находчивому преобразованию: они всегда спрашивают себя «Могу ли я как‑то это усовершенствовать, сделать эффективнее?», «Может ли это стать основой для бизнеса или доп. дохода?». Такой подход выделяет их из толпы: они не принимают всё на веру, выясняют до мелочей и пытаются тут же изменить/усовершенствовать + применить в своем деле. И на этом они не останавливаются. Главной целью их бизнеса становится создание чего‑то качественно нового, что поможет сотням и тысячам потенциальных клиентов в облегчении насущных проблем.
Если что‑то критически важное нужно сделать здесь и сейчас, то они просто берут «ноги в руки» и делают это. Если не получается — тут же находят помощника. Работа спорится, а результат не заставляет себя ждать: им не нужно спрашивать чьего-то разрешения, ждать одобрения или бесконечно взвешивать «за» и «против». Пока кто‑то взвешивает — они уже успели протестировать кучу рабочих и нерабочих проектов и выбрали самый лучший.
Они знают, что риск не бывает ни здоровым, ни нездоровым. Риск — это просто риск. Риск — это не протон и электрон: он не имеет +/- заряда. Рисковать нужно с холодной головой и только после анализа ситуации (насколько возможно тщательного в зависимости от имеющегося в распоряжении времени). Они в любом случае решаются рискнуть, даже если была возможность этого не делать. Они осознают, что риск — это их жизненные «университеты», которые помогают им расти и приобретать бесценный опыт.
Если вы хотите стать предпринимателем или вырастить из своего ребенка успешного мастера своего дела, то вам придется преодолевать страх риска, иначе вы не преуспеете.
главный совет Марго Бисноу
Страх серьёзно ограничивает нашу способность мыслить, поэтому успешные лидеры минимизируют это чувство.
Для начала разберемся, почему мы глупеем от страха.
Страх — это эмоция, возникающая в ответ на прямую и явную угрозу нашему физическому или психологическому благополучию. Он вызывает функциональные изменения в нашем мозге, а затем и во всем теле, которые принято называть реакцией «бей-беги-замри».
Причина кроется, как всегда, в эволюции. За миллионы лет в наших генах и мозге сформировалась материальная база для автоматического ответа на угрозу, который выражался в сражении (когда мы понимаем, что противник слабее или почти равен нам по силам), убегании (с тигром или львом тягаться бесполезно) или замирании в укромном месте (когда уже, наконец, убежали или прямо на месте притворились мёртвыми).
За эти процессы в нашем мозге отвечает подкорковая структура — миндалевидное тело. Оно заставляет человека действовать молниеносно быстро, что отвлекает нас от размышлений и оставляет нам только 3 варианта: «бей-беги-замри». Такая консолидация всех возможностей тела на нашем спасении делает невозможными творческие и критические мыслительные процессы.
Вот что происходит, когда мы впадаем в панику, например, на ответственном экзамене: мы сознательно, буквально корой головного мозга включаем эмоцию страха => сигналы от коры передаются подкорковому миндалевидному телу, на которое уже невозможно подействовать сознательно: включили? — не выключите, пока не реализуете одну из стратегий «бей-беги-замри» ( т. е. нам нужно выполнить какое-то физическое действие, чтобы алгоритм ответа на стресс завершился, и мы смогли вернутся в обычное свое состояние).
Немецкий нейробиолог Геральд Хютер пришел к выводу, что во время приступа паники у ученика на экзамене по математике или напряжённой концентрации менеджера на выполнении KPI у нас возникает «туннельное зрение»: поле нашего мышления сужается до узкой полосы, при этом успешное решение математической/жизненной задачи пролегает обычно вне этого «туннеля».
Мы настолько сконцентрированы на выполнении этих крайне важных задач, что не замечаем верных решений, которые буквально «валяются под ногами» рядом с «туннелем» нашего зрения.
Единственный выход из этой ситуации — не запускать страх на уровне коры вообще или, как любят выражаться психологи, «не накручивать себя» перед ответственным событием. Если ваше чадо чувствует, что погружается в панику на экзамене, то тренируйтесь с ним вовремя переключать кору на позитивные воспоминания или полезные мысли: «У меня все получится!», «У меня есть все, что нужно, чтобы справиться!», «Завтра будет новый день».
Отлично помогает техника «летающий слон»: нарисуйте в воображении счастливого розового летающего слона:) и глубоко подышите. Есть много дыхательных практик: дыхание по треугольнику, квадрату и т. д., суть которых сводится к медленному вдыханию через нос, задержке и счете от 1 до 7 и выдыхании через рот — помогут несколько подходов в течение 1–5 минут.
Американские психологи Бетти Харт и Тодд Рисли, прославившиеся благодарю своему исследованию под названием «Разрыв в 30 млн слов» изучали воздействие окружения детей на их речевые навыки. Харт и Рисли проанализировали данные 42 семей, среди которых 13 семей были с высоким доходом, 10 семей — со средним социально-экономическим статусом и высокой профессиональной квалификацией родителей, 13 — с низким социально-экономическим статусом и 6 семей, живших на социальное пособие.
Исследователи обнаружили, что дети из семей, находящихся на социальном обеспечении, слышали около 616 слов в час, в то время как дети из семей рабочего класса слышали порядка 1251 слов в час, а дети из семей, где родители имели высокую профессиональную квалификацию, слышали примерно 2153 слова в час. К 3 годам разрыв достиг 30 миллионов слов.
Но это ещё не конец истории. Дети из привилегированных семей слышали гораздо больше слов похвалы и одобрения: в среднем на каждые 6 фраз похвалы они получали только одно неодобрение. При этом детям из семей с низким социально-экономическим статусом приходилось слышать в два раза больше упреков, чем похвалы.
И это та самая большая разница, которая в раннем детстве влияет на всю нашу жизнь.
В исследовании, которое стартовало в 1963 году, психолог Дэвид Вейкарт и его команда случайным образом разделили 123 ребёнка 3–4-хлетнего возраста из неблагополучных семей на две группы. Одну группу детей (с активного согласия их родителей) отправили на 2 года в первоклассное дошкольное учреждение с отличными учителями. Эти дети обсуждали проблемы с заботливыми педагогами и нянями, играли в развивающие игры и получали много внимания, уважения и любви. Для другой группы детей жизнь продолжила идти своим чередом (просмотр телевизора и предоставленность самим себе) часто без особого внимания со стороны кого‑либо из значимых для них людей.
40 лет спустя было опубликовано исследование High/Scope Perry Preschool Project.
По данным проекта 67% детей в возрасте пяти лет из группы, побывавшей в стенах развивающего дошкольного учреждения, имели IQ более 90 и были полностью готовы к школе. И только 28% детей, остававшихся в прежних условиях, достигли этого результата. В 14 лет уже была очевидна большая разница в основных школьных достижениях. В 27 лет у участников программы было в среднем в 2–4 раза больше шансов обзавестись собственным жильем. Ближе к 40 годам участники давнишнего эксперимента зарабатывали в 5–10 раз больше денег, в то время как 30% их одногодок из другой группы были хотя бы раз приговорены к тюремному заключению.
Исследователи пришли к выводу, что 2 года в развивающем дошкольном учреждении подпитывали детей не только интеллектуально, но и способствовали развитию у них социальных навыков, смелости и настойчивости в поиске социальных лифтов и упорном движении вверх из своего крайне низкого социально-экономического статуса.
Важно помнить, что если нам посчастливилось быть родителями, то каждая свободная минутка времени, потраченная на мотивирование, поощрение и доверительные беседы с нашими маленькими нарушителями спокойствия, оказывает им услугу на всю жизнь. По данным Мичиганского университета регулярные семейные ужины являются более мощной базой хороших отметок в школе, чем выполнение домашних заданий под чутким руководством родителей.
Общаться с ребёнком, так, как будто он полноценная личность, «маленький взрослый». Дело в том, что когда ребёнка «засюсюкивают», окружая вымышленным миром, без проблем и тревог, то вырастая он оказывается не готов к реальным вызовам жизни. С детства рассказывайте детям о реальных взрослых проблемах, о ваших сложностях и как вы их решаете, например, откуда берутся деньги и как они тратятся. Вложите в ребёнка мысль, что он — будущий мужчина, юная леди. Картина мира «маленького взрослого» будет формироваться в представлении о том, что он вырастет и тоже будет решать такие проблемы. И ребёнок окажется готов к их решению не только морально, но и переймет ваши паттерны поведения, адекватную реакцию на вызовы взрослой жизни.
Предоставить доступ к самой разнообразной информации. Познавательной, справочной, культурной, научной — всему, что описывает реальный мир. Это может быть изложено в доступной для детей форме: фильмы, мультфильмы, детские книги и журналы. Дайте ребёнку понять, что мир бесконечно разнообразен. Заложите в ребёнку идею, что его картина мира никогда не будет полной и всегда есть то, что можно открывать для себя, всегда есть место для исследований и познания мира. Заложите в него мысль, что новая информация может быть более правдивой и полезной, чем имеющаяся у него, это сделает его ум гибким для восприятия и анализа новой информации. Обратите внимание, речь не идет о том, чтобы заставлять ребёнка учиться, — нужно привить интерес и привычку познавать реальный мир.
Поощрять любые стремления ребёнка. Не заставляйте его быть музыкантом или математиком, а наблюдайте, что ему нравится и помогайте ему в этом, поощряйте его стремления. Дело в том, что человек будет всегда успешным и лучшим именно в том, что ему нравится!
Ограничьте и контролируйте доступ к телевизору, интернету и играм. Смотрите вместе и познавательные фильмы, и мультфильмы, обсуждайте увиденное.
Развивайте логику ребёнка и дайте представление о причинно-следственных связях устройства мира. Всё в мире взаимосвязано и устроено по законам. Развивайте у ребёнка интерес к исследованиям первопричин явлений, а также способность делать логические выводы. Это научит ребёнка разбираться, что есть первоисточник и причина какого-либо события или явления. Научит оценивать надёжность информации и источника, научит критически мыслить.
Заложите ребёнку идею, что он должен вырасти Человеком с большой буквы. Он должен понимать, что надо стремиться максимально развить свои способности, максимально в жизни проявить себя интеллектуально, нравственно, творчески. Пусть ребёнок понимает, что ему, возможно, предстоит великое дело в жизни, миссия. При этом великое дело должно видится ему некой нормой, а достижение высот, это не повод превозносить себя над другими. Лучше, если ребёнок будет считать, что это нормально, если человек изобретет лекарство от рака, преодолеет скорость света, побывает за пределами видимой вселенной.
Расскажите ребёнку, что дети с опережающим развитием редко будут находить поддержку сверстников. Это может стать проблемой, и ребёнок может чувствовать себя одиноким. Надо подготовить его к такой ситуации и объяснить, что он будет редко встречать детей и в будущем людей, подобных себе — образованным, с высокими целями и стремлениями. Постоянно давайте понять, что поддержка родителей и близких — всегда рядом. Научите ребёнка общаться с другими людьми не задевая их самооценку, принимая их такими личностями, какие они есть, с их заурядными способностями и интересами.
Приучайте к труду, заложите понимание ценности труда. Именно человеческий труд является источником любого блага, который нас окружает. Настройте ребёнка на уважение к чужому труду и на собственное созидание. Приучайте к труду, помогать родителям и друзьям.
Забота о здоровье. Главное, что нужно сохранить человеку на всю жизнь как можно дольше, это хорошее здоровье. Приучайте ребёнка к гигиене, спорту, беречь свое здоровье.
Привычку быть успешным можно и нужно воспитать с детства. Успехов вам и вашим детям!
Вершины, которые вы можете успешно штурмовать, есть всегда. Создадим экспертность, сформируем репутацию для Персоны. Скидка 20%!
Бесплатный аудит репутации.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.