Ольга Гриценко

Мотивация сотрудников в кризис

Мотивация сотрудников в кризис

Ранее бизнес-блог Экзитерра рассказал как организовать удаленную работу сотрудников в кризис, как настроить коммуникацию и мотивировать. Расскажем как, и о чем говорить с коллективом, чтобы сохранить рабочий дух.

Как сообщить сотрудникам о проблемах в компании?

Конституция, курс доллара, коронавирус, кризис. Чтобы не впасть от происходящего в ступор, нужно любить перемены. Для большей части сотрудников основная ценность — предсказуемость и стабильность. И сейчас, когда нужно, чтобы они работали со всей отдачей, они сидят в шоке. Как вернуть сотрудников в сознание?

Как дать ощущение предсказуемости, если предсказать ничего невозможно? В голове руководителя есть несколько сценариев развития событий — негативный, позитивный и средний. Изложите их на бумаге так, как будто объясняете сыну-пятикласснику. Люди в состоянии шока воспринимают информацию не так ловко, как обычно. Как будете себя вести, какие риски, что сделаете, чтобы риски не случились. Продумать план можно самостоятельно, собрать мастермайнд-группу или примкнуть к чужой, в фейсбуке такие группы найти нетрудно. Не стоит прогнозировать год. Иногда достаточно и недели. Важнее какие конкретные шаги вам и каждому члену команды нужно предпринять, чтобы повысить шансы на позитивный сценарий.

Такой план — основа. Только когда план сформулирован на бумаге, можно переходить к следующему шагу.

О чем говорить с сотрудниками в кризис?

Пригласите каждого из сотрудников на личную беседу. Начните с тех, кто обычно был с вами на одной волне. Расскажите, какие сценарии видите, какие контрольные точки и главное, что можно сделать, чтобы события развивались удачно. Цель беседы: дать информацию, показать, что вы, насколько возможно, управляете ситуацией — снизить тревожность и показать, что конкретно сотрудник должен делать каждый день, с каким результатом, чтобы компания и его рабочее место сохранились.

Беседа прошла успешно, если подчиненный вышел от вас более спокойным и понял, что конкретно делать сегодня. С каждым разговором вы будете точнее в формулировках, сможете предвосхищать вопросы и опасения. На коллектив в 10-12 человек понадобится день. Можно провести собрание и разъяснить всем и сразу, но риск неправильно подобрать слова, не воодушевить, а напугать, особенно если сотрудники работают удаленно, слишком велик. А пока будете очередной раз излагать план, есть шанс набрести на идею, которая сразу в голову не пришла.

Руководителям, которые раньше уделяли время общению с командой будет проще. Но в основном мы отдаем распоряжения и контролируем. Проверить была ли выстроена коммуникация с командой можно за 15 секунд. Выберите сотрудника и попросите написать за что ему платят деньги — три основные задачи. Свой ответ тоже запишите, теперь сравните, сделайте выводы. И это самый адекватный сотрудник!

Мотивация сотрудников в кризис

Собрание с сотрудниками в кризисное для компании время

Теперь вслед за личными беседами будет полезно организовать собрание и еще раз всем всё объяснить. Первый раз сотрудники половину прослушали, сейчас они уже начали приходить в себя и готовы воспринять информацию целиком. Вы уже изложили планы двенадцать раз, на тринадцатый будете убедительны и даже онлайн-собрание пройдет успешно.

Чего нельзя говорить ни в коем случае? Не давайте ложных надежд, будьте честны. Команда почувствует ложь. Не можете сказать, что будет через месяц, так и скажите: не знаю, переменных много, давайте повлияем на то, что можно изменить и примем с достоинством то, на что повлиять не можем. Сотрудники общаются с друзьями, родственниками и знают, как ведут себя другие боссы.

На фоне подавляющего большинства даже неделя предсказуемости покажет вас лидером — это уже HR-бренд.

Сотрудники вернулись в сознание, что сделать, чтобы они работали?

Теперь контролируйте, чтобы сотрудники каждый день понимали, что они должны сделать сегодня, как им это сделать, и куда бежать, если не получается. Проще всего этого достичь с помощью ежедневных летучек.

С утра все вместе созваниваетесь в Битрикс24, или других приложениях организации удаленной работы, и за одну-полторы минуты каждый рассказывает, какие три приоритетные задачи решит сегодня, отчитывается по вчерашним задачам. Это должны быть важные задачи, но решаемые в течение одного дня. Вам это дает управляемость, в кризис важно, чтобы команда не возилась с мелкими делами и каждый день двигала приоритетные проекты. Сотрудники начинают рабочий день с фокусировки, понимают, что делать. Это снижает уровень тревоги и помогает организовать работу дома, даже если есть маленькие дети.

Учите сотрудников понимать приоритеты, не растекаться мыслью по древу. Идеально, если со времени каждый сможет отчитываться за 30 секунд. Тогда летучка не займет больше 6 минут на команду из 12 человек. Любые дискуссии и разборы полетов назначайте на отдельное время.

Что делать через неделю?

Рассказывайте сотрудниками, как развиваются события. Есть чему порадоваться — радуйтесь. Если дела плохи — информируйте. Будете недоговаривать, снова появится неизвестность, тревожность. Когда команда в курсе дел, можно провести мозговой штурм, мои сотрудники часто удивляли глубиной суждений и идей.

Важно и то, что информация вынуждает людей брать ответственность за свою жизнь. Лишает их права обижаться, если придется кого-то уволить. Злиться, мол, мы были ни сном, ни духом, иначе уже нашли бы другую работу, а теперь все места заняты.

Такая коммуникация с коллективом повышает шансы остаться наплаву. От вируса изобретут прививку, карантин забудется и, надеюсь, бизнес каждого, кто читает этот текст, восстанет из пепла. И для развития у вас будет готова команда, которая умеет расставлять приоритеты, фокусироваться на результате и отвечать за свои решения.

Услуга «PR персоны» – теперь на 20% дешевле!

Вершины, которые вы можете успешно штурмовать, есть всегда. Создадим экспертность, сформируем репутацию для Персоны. Скидка 20%!

Лучшие статьи