Ольга Орлова

SMM-агентство: как выбрать и контролировать KPI

SMM-агентство: как выбрать и контролировать KPI

Как выбрать и контролировать SMM-агентство, как заключить выгодный договор, какие KPI установить и как сотрудничать с максимальной эффективностью — расскажем в этой статье. Дочитайте до конца, там самое интересное!

Вы приняли решение продвигать бизнес в социальных сетях — и это правильно, глядя на SMM-тренды. Следующим шагом является выбор исполнителя. Это важный и ответственный этап, т.к. от качества услуг SMM напрямую зависит конечный результат. Конечно, заниматься продвижением бизнеса в соцсетях можно и самостоятельно. Но, если вы хотите действительно серьезный Social Media Marketing, который поможет повысить узнаваемость компании или бренда, укрепить положительный имидж и лояльность аудитории, находить новых клиентов и генерировать лиды, то следует обратиться к профессиональным SMM-агентствам. И вот почему.

Что лучше: вести социальные сети самостоятельно или заключить договор с SMM-агентством?

Клиенты, которые к нам обращаются, уже имеют опыт самостоятельного SMM-продвижения. Их практика показывает, что самостоятельное продвижение в соцсетях происходит по остаточному принципу — если остается время после выполнения более важных дел. Но такой подход оправдан лишь тогда, когда вы хотите просто периодически напоминать о себе, и не имеет ничего общего с достижением вышеописанных целей. При этом работа агентства нацелена на получение выгод для вашего бизнеса и предполагает ряд дополнительных преимуществ:

  • Качество и стабильность
    • SMM-агентство или отдел в digital-компании обладают значительными теоретическими знаниями и практическим опытом в смежных сферах, таких как маркетинг, дизайн, копирайтинг, реклама, анализ статистики, поэтому предлагают заказчику уже опробованные и успешно работающие стратегии и методы.
    • Компании, оказывающие услуги в области SMM, дорожат своей репутацией, поэтому старательно относятся к отбору специалистов и повышению их квалификации, а также тщательно контролируют исполнение стандартов качества, сводя к минимуму появление ошибок.
    • Как правило, в агентствах хорошо налажена взаимозаменяемость сотрудников, поэтому отсутствие SMM-специалиста проекту не грозит.
  • Эффективность и комплексный подход к решению задач

    Производственный процесс в SMM-агентстве (отделе) — отлаженный механизм. Работа с проектом поручается команде из 5-8 специалистов, каждый член которой выполняет свой круг задач:

    • проект-менеджер сопровождает заказчика на каждом этапе проекта, поддерживает связь, согласует рабочие материалы, анализирует статистику и поясняет отчеты заказчику;
    • SMM-специалист разрабатывает стратегию присутствия компании в социальных сетях, проводит аналитику, продумывает креативы и контент, работает с рекламными кампаниями, организует и контролирует работу других специалистов команды;
    • копирайтер отвечает за текстовое наполнение: описание компании в группах, содержание постов и пр.;
    • дизайнер разрабатывает графическое оформление постов и групп, шаблоны картинок, подбирает и обрабатывает фотоматериал.

    В каждом конкретном агентстве состав команды и обязанности могут незначительно различаться, но общая концепция организации рабочего процесса примерно одинакова.

    Кроме того, компания-подрядчик обладает профессиональными ресурсами и технологиями, положительно влияющими на эффективность работы.

    Всё вместе дает SMM-агентству колоссальные возможности для успешного решения задач любого масштаба и сложности.

  • Экономия средств

    Безусловно, стоимость профессиональных SMM-услуг не может стоить дешево. Однако при рациональном подходе экономическая выгода очевидна:

    • вы вкладываете деньги в маркетинговый инструмент и качественную работу, которая обеспечивает часть потребностей компании и способствует развитию бизнеса, а следовательно, и увеличению дохода;
    • вы сохраняете ресурсы и время своих сотрудников (или свои собственные) для компетентного решения других задач компании;
    • вы получаете квалифицированную помощь в решении проблем, избегая сложностей и неудобств;
    • снижение рисков: ваше обучение ведению социальных сетей может стоит дорого вашему бизнесу, ведь ваши аккаунты — это неподобающее место для экспериментов над вашими клиентами.
  • Контроль, финансовая и юридическая защита

    SMM-агентство стремится сделать свои услуги и ценообразование прозрачными. Именно поэтому рабочий процесс строится на непрерывном взаимодействии:

    • в обязательном порядке согласуются шаги перед их исполнением;
    • ежемесячно или по договоренности предоставляется отчетность о проделанной работе и достигнутых результатах;
    • в случае возникновения непредвиденных проблем даются рекомендации по их устранению и предпринимаются согласованные действия.
Вести социальные сети самостоятельно

Ранее мы уже подробно писали о целях SMM-продвижения

Теперь самое время поразмышлять о трудностях выбора надежного подрядчика на рынке SMM-услуг. Расскажем, на что обращать внимание при выборе интернет-агентства.

Как выбрать SMM-агентство?

Описанные ниже рекомендации и критерии позволят вам не просто выбрать компанию по принципу «подешевле и побольше», а действительно найти квалифицированного исполнителя, которому вы можете без страха доверить продвижение и репутацию своего бизнеса.

  • Оцените опыт и изучите портфолио

    В первую очередь пообщайтесь с менеджером компании, узнайте, как долго компания работает по направлению SMM. Изучите ее клиентов, проверьте, были ли заказчики из вашей отрасли и насколько успешным было сотрудничество. Об этом могут свидетельствовать кейсы, размещенные на сайте агентства, а также самостоятельное ознакомление с группами клиентов в социальных сетях. Об опыте исполнителя расскажут и благодарственные письма, рекомендации текущих и бывших клиентов, причем с последними порой можно пообщаться и лично.

  • Заполните бриф

    Ни одно серьезное digital-агентство не начинает диалог и тем более не делает никаких коммерческих предложений без изучения вашего бизнеса и потребностей. Для этого компания попросит вас заполнить бриф. После получения брифа внимательно изучите целесообразность вопросов, достаточно ли полон предоставленный список. Постарайтесь максимально подробно заполнить бриф — от этого зависит дальнейшее взаимопонимание обеих сторон в процессе переговоров.

  • Определите заинтересованность агентства в доскональном изучении вашего бизнеса и понимании особенностей проекта

    Во время переговоров обратите внимание, в каком количестве и какие вопросы задает представитель подрядчика, уточняет ли он детали, насколько подробно расспрашивает об ожиданиях компании от SMM, целевой аудитории, ценностях и конкурентных преимуществах, особенностях продукта и т.п. Если вопросы носят общий характер, они немногочисленны или вовсе отсутствуют (да, и такое бывает!), то вряд ли вы будете удовлетворены результатом работы такого исполнителя.

  • Оцените прозрачность работы, формирование и обоснование стоимости работ

    Агентство, которое заслуживает доверия, еще на начальном этапе открыто объясняет своим клиентам схему и объем работ: кто и что будет делать для продвижения вашего бизнеса в социальных сетях, по каким KPI будет осуществляться контроль, форма отчетности, как организуется коммуникация между исполнителем и заказчиком. Кроме того, вам должны рассчитать стоимость услуг с обоснованием каждой статьи расходов.

    Формирование итоговой стоимости SMM складывается из двух основных составляющих:

    • Трудозатраты — оплата труда специалистов из рабочей группы (о составе команды и их обязанностях мы писали выше). Как правило, трудозатраты рассчитываются, исходя из стоимости рабочего часа, но некоторые агентства предпочитают брать плату за выполненные объемы.
    • Прямые затраты — бюджет на таргетированную рекламу, посевы на тематических площадках, размещение рекламы у блогеров/лидеров мнений. Без рекламного бюджета эффективной работы не получиться, потому что иного эффективного способа поиска новых целевых пользователей, повышения узнаваемости бренда и привлечения потенциальных клиентов не существует.

    Внимательно изучите предоставленную информацию и не делайте поспешных выводов. Если по вашему мнению стоимость контракта выше ожидаемого, вы не понимаете необходимость той или иной услуги — задавайте вопросы, уточняйте, можно ли как-то оптимизировать затраты. Также должна насторожить и слишком низкая цена при заявленной высокой эффективности. В любом случае, конструктивный диалог поможет заключить взаимовыгодный договор.

KPI для SMM: как контролировать работу SMM-агентства?

Итак, контракт заключен, рабочий процесс запущен, и теперь несколько слов о том, как контролировать смм-агентство и оценивать результат.

Во-первых, ответственное SMM-агентство никогда не будет предпринимать решительные шаги без вашего согласования. Каждый этап работы, который может повлиять на репутацию компании, будет осуществляться только после вашего согласия: стратегия, контент-план, тексты описаний и постов, графическое оформление, обратная связь с пользователями.

Во-вторых, алгоритм взаимодействия агентства и клиента подразумевает ежемесячную отчетность, в которой отражается объем работ согласно утвержденному плану, приводятся KPI-показатели по отслеживаемым метрикам, даются пояснения и рекомендации. Для понимания результатов проведенной работы следует учитывать динамику изменения показателей по следующим основным параметрам (в разных компаниях метрики могут различаться незначительно):

  • Охват аудитории (количество человек, которые увидели информацию о вашей компании).
  • Количество новых подписчиков.
  • Уровень вовлеченности (количество реакций пользователей: лайки, репосты, комментарии, участие в опросах и пр.)
  • Посещаемость группы/страницы.

Также могут учитываться география и пол подписчиков (если это имеет значение с точки зрения целевой аудитории), количество переходов на сайт, достижение целей на сайте и т.д.

Отдельным блоком должна быть представлена отчетность по проведенным рекламным кампаниям: количество показов и охват, количество кликов и реакций, кликабельность объявлений как показатель эффективности, стоимость клика и затраты.

В-третьих, непрерывная коммуникация с исполнителем позволяет быть в курсе дел, задавать правильные вопросы и получать компетентные ответы.

Чего не нужно делать при работе с SMM-подрядчиком?

Мы уже писали об ошибках в SMM-стратегиях, которые вам следует изучить, чтобы быть уверенным в том, что ваш подрядчик все делает правильно.

В этой статье, следуя примеру Григория Остера, хотим дать несколько «вредных» советов, которые «помогут» вам свести на нет все замыслы и труды по продвижению вашей компании в соцсетях:

  • Как можно дольше согласовывайте подготовленный контент, оплачивайте рекламные кампании, присылайте запрашиваемые исполнителем материалы.
  • Подвергайте сомнению каждое предложение исполнителя, требуйте гарантий результата от любого действия.
  • Контролируйте каждый шаг подрядчика, запрашивайте еженедельную, а еще лучше ежедневную отчетность, ведь вы должны знать, что про вас не забыли.
  • Руководите работой на основании своей интуиции и недавно прочитанной статьи по SMM: говорите, как правильно составлять контент-план, какой длины делать посты, какую аудиторию подобрать для рекламы и какое объявление написать, чтобы оно сработало лучше других.
  • Меняйте свое мнение не реже трех раз в день, чтобы исполнитель мог добиться поистине идеального результата, корректируя материал.
  • Ставьте размытые ТЗ — талантливый SMM-специалист поймет вас, задействуя свой талант ясновидящего.
  • Не забывайте постоянно задавать как можно больше уточняющих вопросов: «а почему выбрана эта аудитория, а не та?», «почему вы решили, что эта надпись лучше, чем та, что у нас на сайте?», «почему CTR с утра был выше, чем сейчас?», «вам не кажется, что лайков стало меньше?». Не беспокойтесь, вы нисколько не отвлекаете проект-менеджера и SMM-специалиста от работы, наоборот, это дает им возможность лишний раз «прокачать свой скилл».

Надеемся наш читатель обладает чувством юмора и с иронией воспринял наши советы.

Чего не нужно делать при работе с SMM-подрядчиком

Все, что мы хотели сказать: если вы определили компанию-исполнителя — доверьтесь и помогайте ей. Вы провели работу по выбору лучшего для вашего проекта SMM-агентства — старайтесь оперативно согласовывать материалы и отвечать на вопросы исполнителя, потому что от слаженной совместной работы команды, в которую входит и сам заказчик, зависит успешность всего SMM-продвижения компании.

Комплексный интернет-маркетинг за рубли — на 20% выгоднее!

Скидка российским компаниям! Кризис – время возможностей: усилить интернет-маркетинг со скидкой. Закажите SEO+SERM+ORM+Директ со скидкой 20%.

Лучшие статьи