Постановка и формулирование целей, и задач для сотрудников организации — навык, которому нужно учиться и от которого зависит эффективность бизнеса и ваш личный успех. Ключевые правила целеполагания на основе своего 20-летнего опыта нам раскрыла Светлана Андреева — коуч в личном развитии и построении карьеры, топ-10 HR-директоров России по итогам 2015 года.
Цели давно стали неотъемлемой частью управления в бизнесе. Уверена, что каждый, кто сейчас читает эту статью, практикует целеполагание в той или иной степени.
Несмотря на обилие курсов, книг на полках и рекомендаций в интернете, в реальности я постоянно сталкиваюсь с неумением специалистов и руководителей всех уровней точно формулировать цели. Причин для этого может быть множество, но опираясь на свой опыт, делаю вывод, что чаще всего сотрудники, в том числе занимающие высокие должности, не способны представить картину в целом, оценить, на что могут повлиять и какие процессы затронуть те задачи, которые они ставят перед собой и своим сотрудникам.
Я предлагаю вам ознакомиться с ключевыми правилами, которые сформировала более чем за 20 лет работы в сфере HR.
Прежде всего, цель в бизнесе — это инструмент, приближающий компанию к успеху. Критерии успеха, как правило, предусмотрены в стратегии. Даже если компания не практикует стратегическое управление, то как минимум, у каждого предприятия есть определенные цели по размеру прибыли, по оборотному капиталу, по объемам производства/услуг. Соответственно цели каждого сотрудника должны быть направлены на решение задач по достижению общих целей компании. Начните с целей ключевого руководителя, каскадируя их вниз по функциональным веткам.
Максимальное количество целей — 10, с весом не менее 10% каждая. Более мелкое дробление веса целей снижает их ценность для сотрудника, размывает фокус внимания и соответственно снижает эффективность и вероятность достижения таких целей. Опираясь на принципы постановки целей и оценки их выполнения в компаниях, где я работала (это лидеры в таких областях, как металлургия, машиностроение и добыча полезных ископаемых), считаю, что оптимальный вариант для карты целей сотрудников — это комбинировать цели в группы:
1-я группа — корпоративные цели, то есть общие для всех сотрудников и создающие ощущение команды и сопричастности каждого сотрудника к общему результату. В группу можно включить цели по прибыли, объемам, ebitda, ebit или другие ключевые показатели, чаще всего финансовые.
2-я группа — функциональные (кроссфункциональные) цели. В эту группу включаются цели конкретного подразделения или конкретной функции. Очень хорошо работают цели, смежные для двух или трех подразделений — они формируют солидарную ответственность у сотрудников и повышают вероятность успешного выполнения.
3-я группа — личные проекты. Это индивидуальные цели для каждого конкретного сотрудника и их выполнение находится в прямой зависимости от него. Любой рядовой специалист способен внести личный вклад в общий результат через мелкие улучшения в своей работе или в работе системы, в которую он включен. А наличие личного проекта способно сформировать чувство значимости и нужности для компании, что является мощной мотивацией.
При использовании такого подхода важно продумать долю каждой группы целей в общем объеме. На мой взгляд, эта пропорция зависит от целей и задач компании, а также от ее корпоративной культуры. Если важно сплотить коллектив, то наличие общих целей при правильной их постановке, способно стать хорошим командообразующим шагом. Но есть риск и обратной реакции — подразделения могут начать враждовать и перекладывать ответственность на коллег. На данном этапе в процесс постановки целей важно привлекать руководителей всех подразделений, что позволит сделать сам процесс прозрачным и учесть мнения всех сторон.
Еще одно важное, на мой взгляд, правило — определение точных и конкретных формулировок. SMART — прекрасный инструмент. Рекомендую его использовать не только в профессиональной, но и в личной жизни. Один из пунктов SMART гласит, что любая цель должна иметь количественный показатель, то есть результат по ней должен быть оцифрован. Я убеждена, что каждая цель может быть оцифрована. Любой процесс, любое решение в компании влияет на ее финансовый результат в той или иной степени и соответственно его можно оценить. Это вопрос широты мышления, способности увидеть весь процесс целиком и практики.
Эффективность цели также повысится, если она будет про конкретный результат, а не процесс. Не работают цели с формулировками «принимать участие», «формировать», «обеспечивать». Данные глаголы не предусматривают конкретного завершения какого-либо действия и соответственно трудно измеримы. Уверена, что вы понимаете почему. Используйте глаголы совершенного вида прошедшего времени, то есть «выпустить», «создать», «обеспечить». Если вам необходимо поставить цель, касающуюся длительного проекта, но в рамках более короткого, чем предусмотрено проектом, периода, то рекомендую разбить эту цель на несколько промежуточных и сформулировать их по каждому этапу отдельно.
И в заключении, я хочу привести примеры удачных целей из разных функциональных областей:
Для автоматизации управления по целям используются программные системы, которые позволяют создать коммуникацию исполнителей внутри проекта, формализовать постановку целей и исполнение бизнес-процессов, а также накапливать статистику и формировать отчетность в режиме реального времени. Например, внедрение CRM-системы Битрикс24, позволяет решить описанные задачи автоматизации процессов связанных с обслуживанием клиентов и работы отдела продаж.
Вершины, которые вы можете успешно штурмовать, есть всегда. Создадим экспертность, сформируем репутацию для Персоны. Скидка 20%!
Бесплатный аудит репутации.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.