Проверили почту и зависли в Instagram? Не можете вспомнить, на чем вас прервал телефонный звонок или сообщение WhatsApp? Развивайте осознанность!
Мы часто встречаем это слово, но не всегда понимаем как соотнести его с собой? Ведь я же не сплю — я всё вижу и слышу, принимаю решения, куда-то иду, что-то делаю.
Все так. Но есть тонкая грань между тем, что я хочу и тем, что я делаю из принятого «надо». Если «надо» превалирует — человек начинает испытывать смутное недовольство. Источник недовольства непонятен ни ему, ни окружению — ведь внешне он благополучен и даже многие хотели бы оказаться на его месте. Эти многие тут же определят его состояние, как «дурью мается» или «с жиру бесится». Что происходит? А происходит то, что незаметно нарушился баланс. Одни базовые потребности игнорируются в угоду другим. Например, можно преуспеть на работе и отдалиться от отношений с домашними. Но как осознать это? Ведь человек работает на то, чтобы домашним было хорошо — значит все идет по плану.
Эрих Мария Ремарк в одном из романов написал: «Человек может продать самому себе всё, что угодно...». В переводе на язык психологии это значит, что
Мы можем объяснить и обосновать себе любой свой поступок, даже если нам самим от этого нет никакого толка или больно.
Говоря себе: я поступил так, потому что.. — и дальше красиво и витиевато объясняем себе и всем интересующимся, что вы, к примеру, ходите на нелюбимую работу, потому что «в моем возрасте уже не найти другой», или «все хорошие места уже заняты». Как только вы «продали» эту мысль себе — вы уже имеете то, что имеете.
Чем раньше вы сделаете осознанность своей «встроенной компетенцией», «опцией», если можно так сказать, тем больше шансов прожить более удовлетворяющую жизнь. У вас будет способность видеть себя в моменте, фокусируя внимание не из позиции объяснить себе «что я делаю», а из позиции «что я чувствую, чего хочу и зачем мне это надо».
Осознанность — это фокусировка внимания в моменте.
Большинство не знает, как получилось: они смотрели почту — и вдруг оказались в ВКонтакте...
Есть потрясающее исследование Роберта Кигана, специалиста по бизнес-развитию, который в Гарвардском университете 30 лет изучал проблемы человеческого развития. Например, больным после перенесенного инфаркта говорили: «Если вы не поменяете образ жизни и стиль питания — вы проживете еще 2-3 года». И только один человек из семи реально что-то менял в своей жизни! Остальные не самоубийцы, нет. Просто основная масса людей понятия не имеет, что влияет на них при принятии решения. Гипотеза Кигана состоит в том, что у организма есть не только иммунитет к физическим вторжениям, но психологический иммунитет. Он связан с глубинными ценностями. И тогда разумные рекомендации врача поменять образ жизни — посягают на глубинные неосознаваемые ценности. Например, человеку в 50 лет совет — ежедневно принимать таблетки и навсегда отказаться от сочных шашлыков — равносильно записать себя в развалюху и старикана. Но это глубоко и не осознается. Умереть через три года? Но, по сути, любые перемены, посягающие на глубинный ценности воспринимаются человеком, как «умереть сегодня». А никто не хочет умирать сегодня...
Поэтому, не учитывая ценностей пациента — невозможно его вылечить.
В коучинге есть понятие — стимулирование осознанности. Это то, что не дает застрять в шаблоне, то, что дает прорыв в творчестве — неважно, касается это бизнеса, здоровья или другой сферы. Просто смотреть в глубину...
Хочу затронуть еще один аспект осознанности — способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации.
Сейчас часто говорят об «информационном жире». Если раньше люди бережно передавали из рук в руки интересную книгу, в тиши библиотек выбирали что почитать, то сейчас информация сочится из каждой розетки, рекламной картинки, поста в соцсетях нон-стоп...
Её много, она везде, заполоняет уши и глаза, захватывает наше сознательное и бессознательное.
Стало модно сетовать на «клиповое мышление», завладевшее умами современных людей. Однако, всё имеет причинно-следственную связь и обратную сторону.
Есть мнение, что клиповое мышление было свойственно первобытным людям — чтобы выживать в условиях дикой природы. По сути клиповое мышление — способность мгновенно принимать нужное решение. Это уровень интуиции — решение приходит мгновенно и оно должно быть полезно для вас.
И сейчас мы оказались в роли цифровых «пещерных» людей. Откат к клиповому мышлению — как реакция на агрессивный напор информации. Чтобы выжить. И это действительно помогает выуживать из этой какофонии, из всепроникающего информационного шума — точечно нужные нам вещи.
Конечно, информация — не саблезубый тигр, и речь не идет о выживании в прямом смысле (хотя, это еще предстоит осмыслить). Однако, по силе воздействия на психику — это вполне сопоставимые понятия.
Что делать? Развивать понятийное мышление и осознанность в моменте — чтобы пар из бурлящего котла информации не затмевали разум и мы могли мгновенно отобрать на тарелку то, что полезно, и не брать всё без разбору.
Тренируйте осознанность в моменте. Всем добра.
Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.