Только идеальная «сферическая организация в вакууме» не испытывает проблем при ротации кадров. В реальной же компании всегда встречаются кризисные ситуации которые приводят к тому, что отделы/персонал приходиться упразднять. Полюбовное расставание — вариант, к которому должен стремиться любой работодатель. На практике подобное получается не всегда — результатом является появление в интернете негативного отзыва от бывшего сотрудника. Иногда найм на работу также вызывает появление отрицательных отзывов от соискателей, которые по тем или иным причинам не прошли на нужную должность. Давайте разберемся, как правильно реагировать на подобные сообщения.
Некоторые руководители не обращают внимания на негативные отзывы сотрудников в интернете. В качестве доводов выступают низкий уровень достоверности информации в интернете, а также ситуация на отечественном рынке труда. Однако мнения специалистов HR-компаний говорят об обратном — кандидаты действительно востребованных профессий не заинтересованы в общении с организациями, имеющими негативные отзывы. Имидж компании, особенно на рынке редких или высококвалифицированных кадров, является не менее значимым фактором, чем оплата труда. Исследования показывают, что наиболее чувствителен к отзывам персонал среднего звена. Сотрудники на более низких должностях полагаются на удачу, а управленцы топ-уровня понимают происхождение отзывов и чаще проверяют компанию не через интернет, а с помощью рекомендаций друзей и бизнес-партнеров.
Негативные отзывы от сотрудников выражаются в убытках и репутационных потерях:
Рассмотрим теперь,как компании реагировать на негативные отзывы сотрудников и можно ли избежать негатива.
Каждый негативный отзыв уникален, однако можно разделить их на три основные категории:
Вы верно поступите, если не оставите без ответа какой бы то ни было негативный отзыв в сети. Отвечая на отзывы, следуйте нашим рекомендациям:
В зависимости от вида негативного отзывы выбирайте следующие стратегии.
Самая сложная работа — с реальными негативными отзывами. Постарайтесь в ответном тексте отразить точку зрения компании — без эмоций и максимально объективно. План ответа может выглядеть так:
Теоретически можно купировать негатив и в ходе переговоров договориться об удалении негативного отзыва. Но процесс это не быстрый, так что информация может распространиться по другим ресурсам.
Рекомендуем на такой отзыв не давать ответа вовсе, либо дать формальный одинаковый ответ! Помните — перед вами социальный провокатор, основная цель которого — вызвать негативные эмоции у вас или у публики. Отсутствие ответа — отсутствие эмоций, значит тролль не добился поставленной цели.
Как правило, бредовые отзывы троллинга сами себя компрометируют, ваши соискатели им не будут доверять.
Ваш формальный ответ может звучать так: «Уважаемый Имя_Отчество, если вы действительно желаете решить ваш вопрос, просим связаться с отделом кадров: hr@ваш_сайт.ru»
Что касается фальшивых отзывов, то здесь стратегия ответа должна заключаться в выяснении подробностей и приглашении к разрешению ситуации не в интернете, а в жизни. Пригласите автора на живой диалог, пообещайте решить все в его пользу, как только все выясните. Чаще всего такие отзывы больше не подкрепляются комментариями и ваш ответ, закрывающий негативный отзыв останется последним в обсуждении. В ответе избегайте эмоций, никаких переходов на личности — вы официальное лицо компании, так что ведите строгое деловое общение.
По нашей практике есть много успешных случаев, когда мы удалили практически весь негатив из интернета. Если вы решаетесь на такой метод, то сделать это самостоятельно практически нереально. Дело в том, что сайты с отзывами как правило либо не отвечают на запросы с просьбой удалить отзыв, либо отвечают долго и с отказом. Некоторые сайты готовы будут удалить негатив, но попросят от нескольких десятков до 300 000 рублей.
Больше шансов, если вы обратитесь для этих целей в репутационное агентство. Например, Экзитерра занимается интернет-репутацией дольше всех в России и у нас уже есть данные практически по всем сайтам с отзывами: где не удаляют, где это возможно и сколько стоит, а также сайты, которые берут деньги и не убирают негатив. Нередко мы удаляем отзывы с тех сайтов, где клиенту при самостоятельном обращении сайт либо не ответил, либо ответил отказом. Также репутационное агентство проведет вам мониторинг и соберет все имеющиеся в интернете отзывы. Наряду с отчетом о негативе, мы дополнительно оцениваем индекс репутации клиента, который будет являться критерием нашей работы (KPI) в будущем договоре.
В этом случае эффективно размещение в Сети больших объемов информации позитивного характера. Тематические сайты, отзовики, блоги, площадки в социальных сетях — все эти источники могут быть задействованы. Результатом станет вытеснение негативной информации с первых страниц выдачи по обозначенным ранее ключевым словам.
Ваш отдел кадров должен заниматься не только оформлением документов при приеме на работу и увольнении. HR, на минуточку, расшифровывается как Human Resources — человеческие ресурсы. Вот с этими ресурсами и необходимо работать HR-специалисту, даже если «они» уже не состоят в штате.
Чтобы минимизировать негативные отзывы в будущем и нейтрализовать последствия имеющихся негативных отзывов, каждый HR-специалист должен понимать и следовать нашим следующим рекомендациям:
В идеале, конечно, возникновения негативных отзывов лучше вообще не допускать. Но не каждая организация может позволить себе содержать в штате специалиста (или группу специалистов), систематически работающих над созданием и закреплением положительного образа компании. Обратиться для этого к профессионалам — самое правильное решение:
Формирование репутации путем публикации позитивных отзывов и HR-материалов, пожалуй, самый эффективный вариант для большинства компаний.
Закажите управление репутацией ORM/SERM со скидкой 20%. Вернем репутацию вашей компании!
Бесплатный аудит репутации.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.