Автор: Exiterra

Начинать ли бизнес— 9 страхов начинающего предпринимателя

Начинать ли бизнес— 9 страхов начинающего предпринимателя

Джек-малыш был веселым пессимистом.

Д. Лондон

В психологии есть понятие синдрома отложенной жизни. Это комплекс жизненных сценариев, при котором сегодняшняя жизнь представляется лишь подготовкой к чему‑то более важному, значимому и наполненному смыслом и радостью.

«Вот купим свою квартиру, тогда можно будет расслабиться», «сделаю карьеру, тогда подумаю о семье», «дети вырастут, появится время на хобби». Самое обидное, что это светлое будущее почти никогда не наступает — достигнутое перекрывается новыми проблемами, а первоначальные цели и планы теряют смысл (время появилось, а интерес пропал).

Нечто похожее можно сказать про «желание» начать бизнес. Все мечтают и сомневаются, начинать ли бизнес — откладывают и откладывают, ждут «лучших времен», которые никогда не наступят. Какие же страхи нас останавливают?

Начинать ли бизнес

ПО ТЕМЕ: ТОП-12 фильмов про бизнес, которые стоит посмотреть.

Изгоняем страх начать бизнес 

На бытовом уровне страх принято считать неким негативным чувством. На самом же деле это природный защитный механизм, который помогает нам избегать рискованных решений.

Важно, если можно так выразиться, бояться осознанно — выделить объективную основу сомнений и разобрать её. Чем и займёмся.

1. Страх неудачи. Ему подвержены люди, излишне зависимые от общественного мнения. «Если у меня не получится открыть бизнес — надо мной же смеяться станут».

Страх этот абсолютно не конструктивен. Конечно, можно столкнуться с некоторой долей откровенного злорадства со стороны «добрых людей», но что вам до них? Их осуждение или одобрение ваших действий не стоят ровным счётом ничего.

Несмотря на явную надуманность, именно страх неудачи не даёт людям даже просто попробовать что‑то новое.

2. Страх некомпетентности. Хватает ли у меня знаний и умений, чтобы начать новое дело? В случае подобных сомнений стоит объективно проанализировать свой профессиональный уровень, оценить опыт, сравнить себя и коллег по работе, вспомнить сложные случаи, с которыми вы успешно справились.

Характерно, что такому страху перед бизнесом более подвержены профессионалы. Они‑то прекрасно понимают все сложности своей сферы деятельности, в то время как люди с низкой квалификацией часто обладают непробиваемой уверенностью.

3. Страх остаться без денег. А вот это уже объективное опасение. Любой бизнес требует вложений, которые могут не отбиться. Необходимо определить для себя и обсудить с семьёй допустимый уровень потерь.

Если вы берете неподъемный кредит на 20 лет, то это один уровень риска. Если же в случае неудачи придётся пересесть с иномарки на «Ладу», то, риски не столь уж и велики.

4. Страх ответственности. Почему «начальник дурак», но при этом начальник? Потому что ключевое качество руководителя — готовность принять на себя ответственность за принятые решения, в том числе и ошибочные. Ответственность — качество, которым предприниматель должен обладать изначально.

Впрочем, в случае небольших семейных предприятий можно иногда наблюдать интересную картину. Один из супругов «тянет» бизнес, решает все технические проблемы, а другой придает уверенности в стиле «ты все хорошо придумал, так и делай». Но часто жена думает так: муж хочет открыть бизнес, а я боюсь.

5. Страх за семью. Предприниматели работают 24/7, все остальное отходит на второй план. Страх перед открытием бизнеса, что дети вырастут «не видя родителя», встречается достаточно часто.

Решение проблемы — правильный тайм-менеджмент, умение делегировать обязанности. Работа в любом случае не должна занимать 100% времени. На самом деле владелец бизнеса имеет больше возможностей управлять своим временем, чем наёмный сотрудник.

6. Страх перед государством. Налоги, отчётность, штрафы, справки и т. д. — частые страхи малого бизнеса и неподготовленному человеку все это кажется настоящей китайской грамотой.

На самом деле все намного проще, чем кажется. Стать самозанятым можно за 15 минут. Если же для вашей сферы деятельности самозанятость не подходит, то выручит упрощённая система налогообложения. Можно даже не вникать особо в «бумажные» дела, бухгалтерское сопровождение индивидуального предпринимателя на «упрощенке» стоит 1000–1500 руб. в месяц.

Наше государство часто ругают за излишнюю забюрократизированность, но перечисленные выше налоговые режимы очень удобные и продвинутые даже по меркам западных стран.

7. Страх за клиентов. Тут речь идет даже не о возможных претензиях со стороны клиентов, а именно о сомнениях, что товар или услуги понравятся покупателям, успешного продвижения на рынок и продажи.

На рынке много конкурентов и почему клиенты должны выбрать меня? Решение — опять-таки объективно оценить качество и понять, в чем вы лучше конкурентов и почему вас выберут клиенты.

Вероятно, ваш продут самый лучший! Потому что подобными сомнениями мучаются только очень ответственные люди, которые делают все максимально качественно.

А для продвижения на рынок и рекламы вам просто нужен надёжный партнёр, как, например, наше маркетинговое агентство Экзитерра, — работаем даже с малыми бюджетами, в каждом городе России.

8. Страх неопределённости. Страх перед бизнесом сопутствует каждому бизнесу именно из-за неопределённости. Тут нет чёткой зарплаты, как у наёмного сотрудника, нет графиков рабочих/выходных дней и т.д., а самое главное, нет начальника, и никто не говорит, как и что надо делать.

Зато есть неожиданные проблемы и неожиданные расходы, которые приходится решать. Как говорится, «единственная ваша гарантия — это полное отсутствие гарантий».

С другой стороны, стабильность жизни наёмного сотрудника сильно преувеличена. В любой момент можно остаться без работы, а получится ли найти такую же или лучше — большой вопрос. На самом деле предприниматель больше застрахован от жизненных неурядиц, чем обычный работник, в первую очередь потом, что предприниматель умеет работать и поднимать «с нуля» любой проект, знает, как преодолеть трудности и не потерять энтузиазм. Даже если вся экономика рухнет — первыми начнут её восстанавливать именно предприниматели, которые уже много раз организовывали, придумывали, запускали!

9. Страх успеха, который ещё называют страхом развития. «Бизнес должен расти или умереть» — таковы правила игры. Очень часто человек, который не боялся рисковать на начальном этапе, теряется при достижении успеха.

Ведь теперь он может потерять намного больше из‑за принятого (или не принятого) решения. Это становится постоянным фактором стресса.

Выход — быть в тренде и движений рынка, изучать деятельность конкурентов и не относиться к ним с пренебрежением. Тогда вы успеете вовремя среагировать на новые вызовы, с которыми, несомненно, предстоит встретиться. А к успеху быстро привыкаешь и потом его становится мало. Поэтому, не стоит его бояться ;)

Начинать ли бизнес

Страх начать бизнеса из‑за кризиса

Переходим от психологии к примерам начала бизнеса. В качестве иллюстрации перечисленных идей приведу историю человека, который не знал о том, что нужно чего‑то бояться.

Сразу вспоминается история про итальянца, который переехал в Америку в разгар Великой Депрессии и сумел наладить успешный бизнес по производству вина. Недорогое вино нашло своих покупателей, в кризисы спрос на алкоголь всегда растет.

В будущем ему не раз задавали вопрос, как он решился на открытие бизнеса во время одного из самых жестоких экономических кризисов. Фирмы закрывались сотнями, тысячи людей оказывались на грани голода — время абсолютно неподходящие для запуска нового предприятия.

Причина оказалась на удивление банальна — наш герой не знал английского языка, а потому не читал местных газет, ничего не знал о депрессии в экономике и просто начал делать ту работу, которая была ему хорошо знакома.

Конечно, начинать новое дело в трудные времена рискованно, но что делать, если вся наша жизнь движется от одного кризиса к другому. Давайте попробуем и здесь найти свои плюсы.

Кризис — окно возможностей

Негативные последствия экономического кризиса в виде снижения покупательной способности очевидны. Но появляются и новые возможности.

Начинать ли бизнес

В 2022 году огромное количество западных компаний ушло из России из‑за санкций. Их место в значительной мере заняли отечественные предприятия, которые ранее не выдерживали конкуренцию с транснациональными корпорациями.

Для любого кризиса характерны следующие тенденции, которые можно обернуть себе на благо:

  • Уменьшается конкуренция. Предприятия, привыкшие работать в «сытые» годы, оказываются не в состоянии приспособиться к новым условиям. Штат рекламщиков, продажников и менеджеров, которые обеспечивали «взлет ракетой» на растущем рынке, теперь становятся обузой. А попытки сокращения персонала приводят к обрушению всей налаженной системы функционирования компании и к закрытию. Это время — для «маленьких» игроков, которые способны реагировать на изменения быстро и с минимальными затратами.
  • Большая доступность квалифицированной рабочей силы. На растущем рынке хорошие работники нарасхват. На падающем есть возможность нанять классного специалиста за меньшие деньги.
  • Снижаются цены на аренду.

Бизнес, который подвержен кризисам

Есть сферы бизнеса, которые действительно не очень подходят для старта в кризис. Падение доходов неизбежно меняет структуру трат. Все необязательные расходы безжалостно сокращаются, остаются только самые необходимые. Более всего в кризисы страдают следующие направления:

  • Кафе и рестораны, особенно среднего ценового сегмента. Волей-неволей люди возвращаются к традициям семейного застолья.
  • Туризм. Задумываясь об отдыхе, многие люди понимают, что не очень-то и устали:-) Дальние поездки становятся не по карману большому числу людей, особенно семьям с детьми. Дача — лучшее место отдыха!
  • Автомобили и недвижимость. Рост цен и одновременное ужесточение кредитования приводят к снижению спроса. Точнее, спрос-то остается, но возможности исчезают. Риэлторам и менеджерам по продажам элитных товаров придётся тяжело.
  • Деликатесы. Икра, дорогие сорта мясных продуктов и другие «необязательные» продукты переходят в категорию «только на праздник».

Но есть направления, которые в кризис показывают существенный рост.

Какой бизнес можно не бояться открыть в кризис?

Ниши бизнеса, которые всегда, даже в кризис, на плаву:

  • Алкоголь и табак. «И в горе, и в радости человек идет в одно место — в кабак». Во время кризисов потребление алкогольной продукции существенно возрастает, основной прирост приходится на дешевую часть ассортимента.
  • Компьютерные игры. Погружение в выдуманный мир позволяет хотя бы на время забыть трудности реального.
  • Все виды сладостей. Шоколад, конфеты, печенье и т. д. Сладкое снижает уровень стресса, вносит маленькую радость в «серые будни». Как следствие, спрос на сахар также растет.
  • Ремонт одежды и бытовой техники. Если раньше вместо старых вещей покупались новые, то теперь ремонтируется все, что ещё можно «оживить».
  • Прокат одежды. Аналогично, платья на торжественные мероприятия — свадьба, выпускные и т. д. Купить вещь, которую наденешь 1 раз в жизни — спорное решение. Но в благополучные времена «важность» момента перевешивает логику. В трудные, наоборот, включается рациональность.
  • Микрозаймы «до зарплаты». Несмотря на неадекватные проценты микрокредитование в кризис показывает двузначные темпы роста.
  • Ломбарды и скупка. Аналогично. Сервисы, «паразитирующие» на нищете, собирают в прямом смысле золотой урожай во время невзгод.
  • Инвестиционные покупки. Автомобили и недвижимость, которые мы записали в «пострадавшие», показывают резкий рост продаж в первые месяцы кризиса. Люди стремятся потратить сбережения, понимая, что через полгода купить что‑то серьёзное уже не получится.

Как видим, кризис и трудные времена вовсе не являются непреодолимым препятствие для старта своего дела.

С кем посоветоваться об открытии бизнеса?

Попытка найти поддержку у близких и родственников редко бывает успешной, да и вообще, смысла в этом немного. Их советы будут вида «да таких мастерских уже миллион», «чем твои торты будут лучше тех, что на Авито», «да кто это купит, у людей денег нет». Основной мотив советов можно свести к фразе «мы живем, как получается, а он, типа, умный».

Начинать ли бизнес

Самое обидное, что в 90% случаев советчики будут правы. Выживаемость у новых начинаний невысокая. Но лучше пожалеть один раз в случае неудачи, чем жалеть всю жизнь, что не попробовал.

Одно можно сказать точно: если ждать «более подходящего времени», то с мечтой о собственном деле можно распрощаться.

Для продвижения бизнеса — можете рассчитывать на наше маркетинговое агентство — дадим бесплатную консультацию и подготовим маркетинговую стратегию продвижения вашего нового бизнеса.


Интернет-маркетинг за рубли — скидки 20% на услуги!

Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.

Лучшие статьи