Многие думают, что «кастдев» — это очередное новомодное словечко, которое пришло к нам из зарубежных книг по маркетингу. На самом деле в русском языке ещё не появился (да и вряд ли появится) аналог, который наиболее полно передавал бы иностранное значение.
Кастдев (от англ. customer development, в русском переводе «развитие клиента») — это интервью с потенциальными потребителями будущего продукта для создания товара или услуги именно под них, их предпочтения и потребности, а не в угоду моде, маркетологу, «хотелкам» директора и проч.
В определении кастдева есть несколько ключевых слов:
Кастдев простыми словами — это составная часть анализа перед запуском любого нового продукта или фичи. Он позволяет получить максимально приближенный к реальности ответ на вопрос: нужна ли будет ваша идея рынку?
Была идея переориентировать курсы по soft skills на подростковый сегмент.
Гипотеза ценности: подросткам и родителям подростков было бы интересно прокачать навыки коммуникации, тайм-менеджмента и планирования для будущих карьерных перспектив.
Однако реальность опроса оказалась такова, что у подростков и их родителей голова настолько занята подготовкой к экзаменам, что даже времени подумать про будущие карьерные возможности нет. Да и проблем с планированием и коммуникациями они не испытывают.
Во-первых, в комбинации с конкурентным анализом, unit-экономикой кастдев — это программа-минимум для принятия решения о том, имеет ли смысл что-то вообще начинать или нет.
Во-вторых, то, что вам ответят ваши респонденты — это фактически готовые фразы для употребления на лендинге, в рекламных текстах и пр.
Как правило, кастдев проводят в несколько этапов. Похоже на научную работу, по сути, исследование таковой и является.
Первый — определение проблемы и цели конкретного исследования. Ведь никто из предпринимателей не хочет тратить время и деньги на создание никому не нужного продукта. Он должен решать проблему клиента, поэтому сначала нужно её выявить, а потом на её основе сделать разработку, а не наоборот.
Перед запуском проекта Food Coach (онлайн-наставники по питанию) был проведён опрос, насколько клиентам критично, чтобы нутрициолог подсчитывал КБЖУ и визуализировал это. Было очень мало положительных ответов. Людям, как оказалось, было важнее иметь контроль и поддержку, чем глубокие знания по потребляемым продуктам. Поэтому в рекламных офферах был убран фокус с подсчёта калорий именно на контроль и мотивацию клиентов.
Второе — выбор методов исследования.
Это могут быть:
Методы можно классифицировать на:
В кастдеве, как правило, используются все.
Третье — непосредственно само исследование. Встреча, интервью, анкетирование.
Четвертое — анализ и интерпретация полученных данных.
Основной инструмент кастдева — это глубинное интервью с потенциальным покупателем. Есть хорошая книга на тему кастдева Роба Фитцпатрика «Спроси маму». Основная мысль автора состоит в том, что не нужно спрашивать, насколько хороша ваша идея, а нужно спрашивать про боли, желания и прошлый опыт собеседника.
Примеры плохих вопросов для кастдева:
Примеры хороших вопросов для кастдева:
Как вы уже поняли, ни один хороший вопрос не должен быть посвящен тому продукту, который вы планируете создавать.
Сколько должно длится интервью? Нет стандартных временных лимитов. Все зависит от разговорчивости собеседника. Ваша цель, как интервьюера — 90% времени слушать и лишь 10% — задавать вопросы.
Если речь об анкетировании — не торопить респондента.
Начинать интервью следует с простых общих вопросов, касающихся личности собеседника, которые будут иметь значение для вашего продукта. Например, профессиональная сфера, семейное положение и пр. Затем следует переходить к более конкретным вопросам по выяснению боли (которую будет решать ваш продукт) и прошлого опыта респондента. Ну и закончить следуем выяснением того, что кажется важным для решения данной проблемы, т.е. выяснить конкретные детали, которые играют роль при выборе решения и поддержке его мотивации.
Хорошо, если у вас уже не первый проект и существуют клиентские базы от предыдущей деятельности, именно так у нас организовано у нас в «Профиланс Групп». Но если прошлых клиентов мало и нет совсем, то существуют такие варианты сбора респондентов на кастдев:
Тут следует чётко искать клиентов под предполагаемый портрет вашей целевой аудитории, а не просто «абы кого». Не забывайте благодарить респондентов за участие. Можно подарить им скидку на будущий продукт или небольшой подарок здесь и сейчас. Цените время других людей!
Кастдев — мастхэв-инструмент перед запуском любого нового продукта, направления, фичи. Во время глубинного интервью нужно задавать вопросы про боли и желания клиента, а не спрашивать, насколько хороша ваша идея. Записывайте слова и фразы респондентов — это то, что можно использовать на лендинге и в офферах. Ищите потенциальную ЦА для кастдева среди ваших существующих клиентов или собирайте лиды для него с помощью рекламы.
Статьи для сайта, посты в соцсетях, публикации в Яндекс.Дзен и СМИ со скидкой 20%. Закажите контент-маркетинг! Зa рубли!
Разработаем стратегию контент-маркетинга.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.