Воронка продаж — это маркетинговая модель пути потенциального клиента, по которому его необходимо провести от момента знакомства до покупки.
Классическая воронка продаж трансформировалась из воронки коммуникации Элайас Сент-Эльмо Льюиса в 1896 году. Позже его идеей вдохновились А.Ф. Шелдон, Р. С. Батлер, Г.Ф.Адамс, C.P. Рассел и к 1921 году появилась «AIDA», состоящая из 4-х этапов:
Позже добавился ещё пятый элемент — удержание клиента. Это показательный этап воронки продаж, поскольку довольные сделкой благодарные клиенты приведут новых, сократив расходы, ведь затраты на удержание клиента ниже стоимости привлечения нового.
Воронка продаж создаётся с целью:
Анализируя детально каждый этап воронки продаж вы понимаете:
Материал по теме: Как работает маркетинговая воронка продаж B2C на примере одного гриля. Карта пути покупателя
Рассмотрим детально процесс создания универсальной воронки продаж:
Название этапа, его характеристика | Что целесообразно делать | Как считать. Критерии эффективности | Риски, допущения, на что обратить внимание, условия перехода на следующий |
Внимание: Наличие рекламы. | Знакомить с продуктом, услугой, компанией. Исследовать конкурентов. | Количество показов. Количество полученных листовок. Число посетителей выставки, зоны на мероприятии. | Могут не увидеть. Показали — не равно увидели. Сознательно не смотрят. Баннерная слепота. |
Интерес: Содержание рекламы. | Знакомить с уникальными конкурентными преимущества (УКП). Доносить, почему продукт будет полезным. | Время просмотра страницы. Отсутствие жалоб на рекламу. Количество лайков. Количество запросов в поисковиках. | Не попали в потребность. Не заинтересовало. Перестарались (слишком много рекламы). Конкуренция: показы чаще, макеты привлекательнее. Эра потребительского цинизма. |
Желание: воспользоваться предложением. | Работать с возражениями. Мотивировать благополучными примерами. | Количество репостов. Добавление в «виш лист». Звонок в компанию. Письмо в компанию. Процент пользователей, вернувшихся на сайт. | Нет доверия. Второсортный сервис: запутался на сайте, менеджер по продажам «слил» клиента. Запрос «потерялся». Нет финансовой возможности. |
Действие: покупка. | Предлагать лучшие условия, чем у конкурентов. Призывать к действию. | Факт покупки. Отзывы, в том числе эмоциональные состояния и благодарности. Рекомендации данного продукта на своих ресурсах. «Чаевые». | Риск возврата. Купили — не пользовались. Некачественный товар. Негативные отзывы. Некачественное сопровождение после покупки. |
Есть быстрый путь, когда у клиента уже сформирована потребность, есть ресурсы, он ищет решение и ваше решение соответствует его потребностям. Товар или услуга отвечают запросам, клиент доверяет компании. Клиент «проваливается» в воронку и совершает покупку «в одно касание».
Второй — долгий путь. Клиент понимает, что у него есть потребность, её нужно закрыть. Он ищет варианты решения, анализирует предложения, изучает опыт других покупателей, принимает решение, покупает. И движение по воронке продаж уже происходит не только «сверху вниз», но и происходит «застревание» и даже возврат на предыдущие этапы. Это уже называется — путь клиента.
Сознательное ведение клиента по воронке продаж означает, что вы понимаете, на каком этапе воронки находится ваш клиент, знаете в какой момент и как его убеждать, понимаете, сколько времени необходимо ему, чтобы «дозреть» до покупки. Вы демонстрируете понимание «теории принятия решений».
Материал по теме: Что такое клиентоориентированность компании: принципы и примеры
Если вы придерживаетесь принципов клиентоориентированной компании, то на этапе создания воронки продаж вы учитываете потребности клиента и воронка продаж будет выглядеть так:
То есть по факту мы вновь возвращаемся в психологию к коммуникационной воронке и к тому, что хочет клиент, и как он нас видит.
Применяя данную воронку с целью улучшить конверсию на каждом этапе важно собирать обратную связь путем анкетирования, вовлечения в опросы, тематические конкурсы, тестирования на фокус — группах, в том числе A/B тестирование.
Конверсия воронки продаж или конверсия в продажу — это процентное соотношение потенциальных покупателей (заинтересованных людей) к покупателям.
Обратите внимание, что это процентное соотношение второго этапа к четвёртому: интерес к действию.
Для детального анализа и возможности влияния на итоговые результаты воронки на промежуточных этапах можно использовать конверсию каждого этапа воронки.
Обращайте внимание, насколько в целом была результативна рекламная кампания:сколько денег принесли клиенты и какая получилась прибыль.
Для настройки выгодной воронки продаж и продвижения вашего бизнеса обращайтесь в компанию Exiterra Digital Agency по услуге «Комплексный маркетинг» и ждите новых клиентов.
Активно автоматизировать воронки продаж начали в 2016 м году. Для их создания используется специализированный софт. Поскольку вы автоматизируете то, что уже работает, а не ищете «волшебную таблетку для продаж», то для создания и внедрения автоворонки вам нужен:
На начальном этапе должна получиться блок-схема с несколькими ветвлениями. Избегайте сложных конструкций. Визуально приятные схемы впечатляют и создаётся ложное ощущение: чем сложнее, тем результативнее. Этим пользуются, когда продают курсы по созданию автоворонок.
После того как автоматическая воронка продаж создана и запущена, продолжайте её настраивать, начните усложнять и дополнять:
Материал по теме: Лид-магнит для усиления digital-воронки продаж. Примеры и идеи для онлайн-магазинов
Отслеживайте новое в жизни, в бизнесе, у клиентов, добавляйте новые инструменты, чтобы быть впереди конкурентов.
Предлагаем вам ознакомиться с нашей услугой «Комплексный маркетинг» или оставить комментарий внизу.
Автор: Exiterra Digital Agency
Скидка российским компаниям! Кризис – время возможностей: усилить интернет-маркетинг со скидкой. Закажите SEO+SERM+ORM+Директ со скидкой 20%.
Проведем бесплатный конверсионный аудит.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.