Что такое клиентоориентированность? Как клиентоориентированность влияет на продажи компании? Как сотрудников сделать клиентоориентированными? Принципы клиентоориентированности и как компании её повысить?
Это суммарные действия представителей бренда, направленные на удовлетворение потребителя товаров или услуг данного бренда.
Результатами действий являются следующие качественные и количественные показатели:
У клиента возникает:
У бренда:
Стать клиентоориентированным брендом в современных реалиях для любого бизнеса значит стать успешным, а порою — это единственная возможность остаться на рынке, ведь если бренд не удовлетворяет потребности клиента, то последний:
Отсутствие клиентоориентированности приводит к:
Материал по теме: Аккаунтинг клиентов: что это такое, из чего состоит, кто за него отвечает
Основоположником клиентоориентированного подхода стал известный американский миллионер Маршалл Филд, и его знаменитая фраза «Клиент всегда прав».
Но чтобы понять, насколько Ваш бренд и Ваша компания клиентоориентирована, предлагаем обратиться к истории и посмотреть на 3 маркетинговые модели: 4P, 4С, SIVA:
В 1990м году Боб Лотеборн перевернул привычную для всех, но уже не работающую модель маркетинга 4P, превратив её в 4С. И вот уже клиентоориентированный маркетолог, руководитель видит:
Чуть позже в 2005м году благодаря Дону Шульцу и Чекитану Деву появилась модель SIVA, где уже:
Формулировки «клиент всегда прав», «мы — клиентоориентированный бренд», принятые только на формальном уровне с высокой вероятностью будут вызывать внутреннее отторжение и сопротивление у персонала.
Материал по теме: Как правильно уволить сотрудника: о расставании с недовольным сотрудником
Истинное стремление понять потребности клиента делает бренд по-настоящему клиентоориентированным. Для этого обратимся к психологии и пирамиде потребностей Маслоу:
Потребность по Маслоу | Как звучит на языке клиента | Как это отражается в характеристике — ставим ТЗ маркетологам, бренд-менеджерам | Как это может выражаться (примеры) |
Физиологическая потребность | Я удовлетворен. Мне хорошо. | Продукт данного бренда делает клиента сытым, здоровым, позволяет быстрее передвигаться или восстанавливаться. | Ночная доставка. Сайт адаптирован для людей со слабым зрением, видеоряд сопровождается сурдопереводом или бегущей строкой. |
Потребность в безопасности и защите | Я доверяю. Со мной и моими близкими всё хорошо. Нет поводов беспокоиться. | Продукт или услуга данного бренда дают клиенту ощущение безопасности от использования самого продукта и делают саму жизнь безопаснее. | Увеличенный срок возврата товара, особые условия обмена на новый, бесплатный пакет программ для безопасности, страховка в подарок. |
Потребность в принадлежности и социальной группе, причастности, поддержке | Я такой же, как они. Мы — вместе. Они такие же, как и я. | Продукт или услуга данного бренда делает клиента частью определённого сообщества или объединяет с теми людьми, с кем без данного продукта он не смог бы сделать сам. | Участие бренда в благотворительности — 1 рубль с каждой покупки идет в помощь детям — сиротам. Забота об экологии: Упаковка продукта производится из биоразлагаемого сырья с использованием возобновляемых природных ресурсов. |
Потребность в уважении и признании | Меня знают, ценят, уважают, мой выбор одобряют значимые для меня люди. | Персонифицированный подход, закрытые мероприятия, встреча с vip персонами. | Имя на чашке кофе, организация посещения vip ложи в Большом театре для своих клиентов. |
Потребность в самовыражении | Я уникальный, я креативный, мой уровень свободы выше, чем был, я могу больше, я могу всё. | Больше возможностей для творчества и самовыражения. | Участие в творческом конкурсе с использованием продукта, логотипа. |
Клиентоориентированность — это один из soft skills навыков, влияющих на успешность как сотрудника, так и команды. Считается, что данные навыки закладываются в детстве и их можно развивать.
Компания, решившая стать клиентоориентированной должна содействовать развитию этого навыка у всех сотрудников, взаимодействующих с клиентами напрямую и косвенно: консультантов, менеджеров, операторов колл-центра, администраторов ресепшен, сотрудников технической поддержки, амбассадоров бренда.
Для развития клиентоориентированности — организовывайте обучение.
Не забывайте мотивировать сотрудников и профилактировать эмоциональное выгорание, поскольку ваши сотрудники, так же как и клиенты — это в первую очередь индивидуальности и от их удовлетворенности зависит успех компании.
Показательный пример: если в компании даже низкоквалифицированный персонал, как например уборщица при случайной (или не случайной) встрече улыбнется клиенту или вежливо уберёт случайно разбитый стакан с кофе — это добавит яркий положительный факт в опыт взаимодействия с брендом.
Материал по теме: 7 шагов к автоматизации бизнеса + 3 примера
Любой подход при его неправильном применении имеет свои риски. Важно их распознавать и не допускать:
Корпоративная социальная ответственность (КСО) бренда — это удачный способ завоевать доверие клиента, привлечь к себе новую более осознанную аудиторию и повысить клиентоориентированность. Участвуя в благотворительности и реализуя с некоммерческими организациями совместные проекты, вы показываете клиентам, что заботитесь о них и их близких, об их городе, о нашей планете. Такой ход никого не оставит равнодушным.
Если вы дошли до конца, но не получили ответы на все вопросы или хотите поделиться мыслями, — оставьте комментарий ниже и автор статьи ответит вам.
Автор: Exiterra Digital Agency
Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.