Некоторые способы «продвижения товаров и услуг», применявшиеся в Советском Союзе, современному человеку покажутся странными и даже неоднозначными. Да и ряд самих рекламируемых товаров сегодня вызывает удивление.
Ранее на нашем сайте был ряд публикаций, посвящённых агрессивной рекламе и технологиям продвижения брендов. А сегодня мы расскажем о рекламе, которая имела место быть «там и тогда», где, по определению, не могла существовать в принципе.
После посещения в 1957 году Фестиваля молодёжи и студентов в Москве, будущий нобелевский лауреат, писатель Габриэль Маркес, выпустил книгу «СССР: 22.400.000 квадратных километров без единой рекламы „Кока-Колы“». Однако, несмотря на то что буржуйские напитки в Стране Советов тогда не поощрялись, реклама товаров и услуг, причём весьма масштабная и эффективная, в СССР была. Копнём глубже и рассмотрим наиболее интересные образцы советской рекламы. Современные исследователи выделяют две эпохи советской рекламы — во времена НЭПа и после.
Первый характеризуется вычурным и гламурным стилем. Второй — строгим, на грани минимализма. Отказ от вычурности привёл к аскетичным, но ярким и цепляющим ходам. А некоторые аспекты вполне можно взять на вооружение современным маркетологам и дизайнерам.
В советские же времена отдельной профессии «рекламщик» не было. Тогда популяризацией «отдельных категорий товаров» занимались профессиональные писатели и художники, люди образованные и с хорошим вкусом.
Один из ярких представителей плеяды советских рекламистов — Владимир Маяковский. Его перу принадлежит знаменитый слоган «Нигде, кроме, как в Моссельпроме!». Он даже был запечатлён на неоштукатуренной стене верхних этажей дома на Арбатской площади в Москве.
А продукции Резинотреста (Государственный трест резиновой промышленности) Маяковский посвятил целый цикл коротких, но ярких стихотворений:
Ещё один интересный пример советской рекламы — продвижение консервированного мяса крабов. В середине 30-х годов советский промысловый флот стал крупнейшим в северном районе Тихого океана. И, уровень добычи краба — стал соответствующим. Иностранные покупатели не оценили качества продукции «Made in USSR» и, вскоре она оказалась исключительно на отечественных прилавках.
Но и внутренний спрос на крабовые консервы оказался минимальным. Вот как об этом, кажущимся сейчас абсурдным, положении дел, вспоминал писатель Василий Аксёнов: «Крабы в банках были повсюду и доступны по цене, но их никто не брал, несмотря на потрескивающую в ночи неоновую рекламу. То же самое можно было сказать и про печень трески, и это может подтвердить любой человек, чья юность прошла под статичным и вечным полыханием сталинской стабилизации: «Печень трески! Вкусно! Питательно!».
Тогда совнарком запустил гигантскую рекламную кампанию, рассказывающую о достоинствах этого продукта. Тогда же и появился цепляющий слоган — «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!».
С точки зрения нейролингвистики — игра на самолюбии: человек не может считать себя не отсталым или, хотя бы, не глупым, не откушав крабовое мясо. Как это охарактеризовали бы сейчас — «ты не продвинутый, если не в этой теме». Кстати, в схожем русле строилась и одна их наиболее цепляющих рекламных компаний 90-х — «RS-Cola» — «Кто не знает — тот отдыхает!».
И — результат был достигнут. Спрос возрос до предельно возможного. Скоро крабовое мясо вообще стало считаться деликатесом и переместилось в категорию дефицитных продуктов.
Характерно, что в первой половине XX века реклама в Советском Союзе была преимущественно в типографском исполнении. Но, по мере развития электронных СМИ, она стала проникать на радио и ТВ.
Современному человеку некоторые советские рекламные плакаты покажутся необычными. Например, реклама ткани. Но в те времена это считалось нормой — купить отрез и сшить вещь самостоятельно. Или, как вариант — заказать у мастера.
Также сегодня непривычно выглядит реклама табака и алкоголя. Сейчас эти товары если и упоминаются в пропаганде, то исключительно в категории антирекламы.
Но, в тоже время, безудержное пьянство в СССР не поощрялось. Борьба с ним велась, в том числе, и с привлечением социальной рекламы. Плакаты доходчиво, с привлечением визуального ряда и языка цифр, агитировали за здоровый образ жизни.
А часть советских рекламных плакатов сейчас вообще смотрится откровенно крипово, то есть — мрачно и неоднозначно. Например — реклама пива, как «средства от алкоголизма». Как говориться — лечить подобное подобным.
Ещё одна «фишка» советской рекламы — это группы разных товаров в одном «наборе». Например — реклама на одном плакате лезвий для бритья, пива и расфасованного мяса. Продвижение производителя, а не конкретного бренда — было исключительной чертой советской рекламы.
И сегодня реклама присуща не только капиталистическим странам. Пример коммунистического Китая — яркое тому подтверждение. Ведь и в социалистическом обществе реклама, это тот же инструмент продвижения товара или услуги в «широкие массы общества».
Скидка российским компаниям! Кризис – время возможностей: усилить интернет-маркетинг со скидкой. Закажите SEO+SERM+ORM+Директ со скидкой 20%.
Разработаем стратегию контент-маркетинга.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.