Откуда берется сопротивление изменениям среди сотрудников? Как проявляется сопротивление изменениям? Как справляться с сопротивлением изменениям среди персонала?
Часто руководители сталкиваются с сопротивлением, пытаясь изменить процессы в бизнесе. Новые правила, внедрение CRM или системы управления приводят к тому, что сотрудники взрываются и перестают работать. Давайте разберёмся, почему так происходит и как уладить сопротивление изменениям.
В изменении графика работы или правил взаимодействия с клиентами нет ничего сложного. Это касается даже обучения, которое сотрудники принимают в штыки.
Но причина не в лени, ненависти к руководству или систематизации.
Я начал делать консалтинговые проекты 15 лет назад. И постоянно сталкивался с тем, что сотрудники оказывают сопротивление руководителю, решившему строить систему управления. Их будто будто подменяют.
Люди говорят, что не нравится регламент или CRM, но причина недовольства в другом. Это стало открытием для меня. Приведу пример, чтобы объяснить механизм.
Материал по теме:Прояснение непонятных слов в коммуникации руководителя и подчинённых: как это повысит продуктивность
Компании уже много лет, и в ней уже накопилось много разногласий. Но при определённом давлении всё же соблюдён баланс. И вроде бы компания неплохая, и вроде бы привык, поэтому продолжаю работать, несмотря на то, что не всё устраивает. Ведь в других ещё хуже!
И тут приходит начальник и радостно сообщает: «Теперь будем работать по-новому! Внедрим CRM, будет всё под контролем, руководитель увидит, чем занимаешься». И тут сотрудник взрывается: «CRM — да кому это надо!»
Руководитель попадает на удочку и начинает обсуждать преимущества CRM. Сотрудник с пеной у рта доказывает, что плюсов никаких нет. И, пытаясь уладить эти возражения, начальник терпит поражение, потому что несогласие не с CRM, а с положением дел в компании.
Начнём с самых распространённых. Сотрудник пришёл в компанию, получил обязанности и оговорённый уровень зарплаты за выполнение. На первое время подойдёт, тем более что потом обещали зарплату поднять. Фразу «Поработай лучше, а потом будет больше» сотрудник воспринимает одним образом, а у руководителя в голове другая картинка. А чаще об этом и вовсе забывают.
Это первая мина, которую начальство закладывает на будущее минное поле. Дальше таких моментов становится больше. Не осуждаю и не защищаю ни одну из сторон, но формулировка «Поработай, а потом посмотрим» — бомба замедленного действия. Нельзя достичь согласия в таком случае, и это то, что проверено на сотнях консалтинговых проектов.
Материал по теме:
Вырастить топ-менеджера или найти на стороне: что поможет усилить компанию?
Нельзя пропускать шаг перед тем, как вводить организационные изменения, внедрять регламенты, менять систему заработной платы. Руководителю нужно обратиться к ключевым сотрудникам, которым можно доверять.
Нужно выяснить, что нравится в работе компании, а что — нет. Узнать, есть ли невыполненные обещания, деньги, которые не выплатили, достижения, которые не подтвердили. Это обмен. Выясните, не нарушены ли отношения между компанией и сотрудником. Иногда уходит время, чтобы разговорить человека и дать почувствовать себя в безопасности.
Если удастся, услышите интересную информацию. Например, сотрудник хотел подняться по карьерной лестнице, но этого не произошло... И это была не инициатива сотрудника, а обещание начальства! Или эту должность отдали другому человеку, несмотря на то, что тот пришёл в компанию позже. Не исключено, что это было правильное решение, но вопрос не уладили. И поэтому сотрудник взрывается, стоит руководству заикнуться о CRM.
На программах специально тренируем руководителей, ведь для улаживания нужно много мужества. Вытаскивать из сотрудника несогласия сложно, но нужно принять точку зрения, что это необходимость. Чтобы сотрудники держали слово и работали с отдачей, руководитель должен отвечать тем же.
Даже если нет возможности повысить этого человека, чтобы справиться с сопротивлением изменениям нужно признать ошибку. И обязательно компенсировать это деньгами, привилегиями или бонусами. Это тонкие ситуации, и, к сожалению, шаблона нет.
Как только руководителю удастся вытащить из сотрудника негатив, отношения между ними улучшатся. Важно признать ошибки, а за время работы их накапливается немало. А если компенсировать, то уровень доверия вырастет.
Это нелёгкий вопрос для улаживания, но другого способа улучшить отношения нет. Для сотрудника руководитель — образец, символ власти. А бизнес — это та сфера, в которой принято выполнять обещанное.
Автор: Александр Высоцкий, автор 4-х книг бестселлеров, консультант по управлению, лектор, основатель консалтинговой компании «Visotsky Consulting». Разработчик консалтинговых проектов по внедрению инструментов управления в малом и среднем бизнесе «Школа Владельцев Бизнеса» и «Business Booster». Эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем.
Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.