Эффективная коммуникация руководителя и подчиненных — необходимое условие продуктивной работы. Узнайте, как избавиться от непонимания и достичь лучших результатов.
Подчинённые иногда не выполняют задачи или делают не то. Часто это происходит из-за банального непонимания. И влияет оно на разные сферы: от выполнения рутинных задач до глобальных изменений в компании. В этом материале расскажу о методе прояснения непонятных слов. Он поможет наладить контакт: у сотрудника не будет возникать чувства отторжения, он будет понимать сказанное так же, как и вы.
Непонимание в коммуникации руководителя и подчиненного — банальная проблема, но способна серьезно усложнить работу. Сотруднику не ясно, почему он должен поступать по-новому, учиться планировать работу и измерять результаты. Часто это касается нематериальных вещей: достичь согласия насчёт покупки новой железки куда легче, чем объяснить, что рекрутёру нужен курс по найму. Необходимость обучать руководителей для сотрудников тоже не очевидна. Ведь многие из них не понимают, в чём заключается их работа.
Материал по теме: Коммуникация в компании: как сделать общение эффективным
В основе непонимания при общении начальника с подчинёнными лежат непонятые слова. У каждого из наших сотрудников найдутся десятки таких выражений. Причём это не связано с уровнем образования. Думаю, чем больше у человека дипломов, тем больше непонятых слов. Таких слов мало у практиков.
Когда человек не понимает, о чём говорят, то чувствует себя неуютно. Чтобы защититься, он эмоционально реагирует.
Например, в моей компании глав отделений называют руководителями. Это современное название. Но в технологии управления, в оригинале они называются секретарями. Помню, как первый раз сказал сотрудникам, что мы назначим секретарей отделений.
Дело в том, что у слова «секретарь» есть два значения. Первое — ассистент, помощник, выполняющий вспомогательную работу. А второе противоположно — руководитель области, который принимает решения. Но большинство знает только о первом значении. А потому идея, что секретарь — это руководитель, кажется смешной.
Материал по теме: 9 шагов к успешному делегированию задач и полномочий в работе руководителя
С непониманием также сталкивался, говоря фразу: «Реши это с непосредственным руководителем». Людей путали разные значения этого слова. Непосредственный — человек, который, долго не думая, говорит то, что у него на уме. То есть, тот, кто не скрывает чувств и эмоций. Но у слова «непосредственный» есть и другое значение — следующий за другим в иерархии, цепочке. Если в этом разобраться, то словосочетание «непосредственный руководитель» не будет вводить в ступор.
Также столкнулся с тем, что люди не понимают значение слова «продукт». Точнее, им не ясно, что продуктом называются и нематериальные вещи, а не только мясо, рыба и колбаса. Иногда люди готовы назвать продуктом нечто твёрдое, например кирпичи. А вот услуга в их восприятии продуктом быть не может, но это узкое понимание слова.
В области управления много непонимания. Да и разные стили общения с подчиненными часто ассоциируются с манипуляциями. Кажется, что руководитель сам ничего не делает, но заставляет других работать. Это ошибочный концепт, который влияет на людей.
Но если сотрудник понимает базовые моменты, то чувствует себя частью коллектива. Мне нравится история про уборщика из компании Boeing, которая производит авиационную технику. Однажды в офис пришёл репортер и задал уборщику вопрос: «В чём заключается ваша работа?». На что тот ответил: «Я строю самолёты!». Репортёр удивился, ведь знал, что уборщик выбрасывает мусор и моет пол. Но сотрудник сказал: «Если не буду этого делать, то коллеги не построят самолёты».
Уборщик прав, эта позиция говорит о высоком уровне понимания. И поэтому об этой истории и ходят легенды — она нетипичная. И чтобы создать вовлеченность, нужно улаживать непонимание.
Нельзя в лоб спрашивать «Ну что там непонятного?». Куда лучше заменить этот вопрос на «Что тебе здесь кажется странным?», «В чём не удается разобраться?», «Что кажется нелогичным?». Внимательно слушайте ответ человека. Узнав, что сотруднику кажется нелогичным и странным, определите область непонимания.
Допустим, сотруднику кажется нелогичным, что в компании нужно строить систему управления. Ведь бизнес прекрасно работал и без этого. Тогда спрашиваю: «А как ты понимаешь словосочетание „система управления“, что это значит?». Если сотрудник не отвечает, то очевидно, что есть непонимание.
Материал по теме: Бизнес-менторство как метод обучения персонала в организации
Объясните и растолкуйте непонятные слова, приведите примеры. В этом и заключается улаживание. Процедура проста, но проводите её регулярно. Если пускать это на самотек, сотрудник будет либо эмоционально реагировать, либо отстраняться, либо бездействовать. Случается, что у вас нет чёткого ответа на вопрос подчинённого. Но в этом нет ничего страшного, возьмите паузу.
Главное в улаживании — приводить много примеров. Это нужно для прояснения даже базовых и фундаментальных вещей. Но не обязательно делать из сотрудника гения, стремиться прояснить всё. Снизьте уровень непонимания до показателя, когда подчинённый сможет продолжить действовать.
Автор: Александр Высоцкий, автор 4-х книг бестселлеров, консультант по управлению, лектор, основатель консалтинговой компании «Visotsky Consulting». Разработчик консалтинговых проектов по внедрению инструментов управления в малом и среднем бизнесе «Школа Владельцев Бизнеса» и «Business Booster». Эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем.
Если у вас есть вопросы об эффективной коммуникации руководителя и сотрудников, задайте их здесь. Вам ответит автор статьи или специалист компании Exiterra Digital Agency.
Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.