В этом материале хочу подробно рассказать о том, что же такое общение. По сути, это передача идеи от одного человека к другому. И руководители постоянно с этим сталкиваются: надо продвигать цели, обучать сотрудников, проводить координации, отдавать распоряжения. Расскажу, как добиться того, чтобы люди понимали наши идеи, причём быстро.
Важно добиться того, чтобы принятие идей происходило быстро, ведь чем дольше затягивается этот процесс, тем больше денег теряете. И наоборот, чем быстрее это происходит, тем больше зарабатываете: растут компания и возвратные инвестиции. Общение — это не пустые слова, а инструмент, от которого зависит отдача на инвестиции. Если владелец бизнеса не умеет доносить идеи, он не получит результат.
Расскажу о формуле общения. Под словом «формула» я не имею в виду понятие из средней школы, оно обладает и другими значениями. В данном случае это краткое описание закона. То есть формула общения описывает закон общения. И если знаете формулу, то можете быстро понять, чего не хватает для передачи идеи от одного человека к другому.
В формуле всегда два человека. Идеи передаются от одного к другому через разные «транспортные средства». Даже когда вы выступаете на сцене перед аудиторией, всё равно общаетесь с каждым сидящем в зале человеком отдельно. Это, кстати, один из секретов публичного выступления. Один участник общения выступает причиной: генерирует идею и передаёт. Второй — следствие: принимает и понимает идею.
Как это работает в жизни? Например, говорите сотруднику: «Петя, жду тебя сегодня в кабинете. В три часа дня координация по проекту». То есть идея: Петя, координация, три часа дня, в кабинете. Передаёте другому человеку: вы — причина, Петя — следствие. Дальше этот цикл и поток разворачивается в другую сторону, потому что Петя говорит: «Хорошо, я приду!» В отношении этого предложения Петя причина, а вы — следствие.
Материал по теме: Отношения между руководством и сотрудниками: что нужно изменить в 2021 году
Двухстороннее общение — сбалансированное. Это поток, в котором причина и следствие постоянно меняются местами. Одностороннее общение сопряжено с проблемами: если оно продолжается слишком долго, участникам становится тяжело. Яркий пример — лекции в университетах, где лектор низвергает поток общения в одну сторону, а студент не может ничего ответить. Вы знаете людей, которые болтают без умолку. Но не всегда те звуки, которые они издают, относятся к общению. Ведь другим находиться рядом с ними тяжело. Мы хорошо себя чувствуем только тогда, когда два потока сбалансированы.
Формула предусматривает некоторое расстояние, ведь идеи передаются на расстоянии. Также у причины должно быть намерение и внимание. Если хотим, чтобы общение было успешным, то должны обладать намерением передать идею. А внимание сконцентрировано на том, кто получает эту идею.
Думаю, вы встречали людей, которые общаются без намерения. Да, они вроде бы доносят сообщения, но требуются экстраусилия, чтобы понять информацию. Намерение — это внутреннее усилие, и без него донести даже правильные вещи не так уж легко. Сбалансированное общение возникает тогда, когда причина прикладывает для этого усилие.
Кстати, когда намерение и внимание сильны, можно общаться без слов. Если видите, что человек на вас посмотрел с недоверием, то интуитивно понимаете — лучше не подходить. Это тоже форма общения, ведь оно может быть не только вербальным. Также люди общаются с помощью жестов и мимики.
Намерение и внимание должны быть и со стороны следствия. Намерение услышать, понять и разобраться, а внимание должно быть сконцентрировано на том, кто передаёт информацию. Если у сотрудника намерение как можно быстрее сбежать, не слушать, то донести до него идею не получится. Думаю, каждый руководитель имел такой опыт. Достучаться до человека, у которого отсутствует намерение понять, невозможно. Поэтому создайте намерение: например, сделайте акцент на том, что от решения этого вопроса зависит будущее сотрудника.
Материал по теме: Почему нужно уделить больше внимания бизнес-коммуникациям
Общение начинается тогда, когда намерение и внимание включены как у причины, так и у следствия.
Чтобы сотрудник смог создать внимание, должны отсутствовать отвлекающие факторы. Прежде всего нужно убрать смартфоны, которые не позволяют сконцентрироваться. И общаться с сотрудником по важным вопросам лучше не на его непосредственном рабочем месте. Выдерните подчинённого из этой обстановки, потому что рутинные дела отвлекают, внимание размазывается. Лучше позвать сотрудника в кабинет руководителя, где ничего не будет отвлекать. Закройте дверь, чтобы никто не беспокоил. Такое общение будет продуктивнее.
Формула общения предполагает наличие причины и следствия, которые время от времени меняются местами. У причины намерение донести идею, а внимание направлено на следствие. У следствия намерение понять идею, а внимание направлено на причину. В результате идея передаётся, а причина и следствие меняются местами.
Теперь, если общение не клеится, посмотрите на разговор с точки зрения этой формулы. Вы поймёте, чего не хватает, и добавите недостающий элемент, чтобы сделать общение сбалансированным и продуктивным.
Надеемся, вы нашли данную статью полезной, если остались вопросы или хотите поделиться своими мыслями, оставляйте комментарии ниже, чтобы автор статьи или специалист из компании Exiterra Digital Agency могли вам ответить.
Автор: Александр Высоцкий, автор 4-х книг бестселлеров, консультант по управлению, лектор, основатель консалтинговой компании «Visotsky Consulting». Разработчик консалтинговых проектов по внедрению инструментов управления в малом и среднем бизнесе «Школа Владельцев Бизнеса» и «Business Booster». Эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем.
Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.