Автор: Exiterra

SEO-продвижение самостоятельно: как сделать и какие подводные камни есть

SEO-продвижение самостоятельно: как сделать и какие подводные камни есть

Сегодня, когда вокруг полная неопределенность, планировать что-то морально сложно. Помните, в 2020-м, была пандемия, мы сидели в самоизоляции, а многие оффлайн-бизнесы закрылись? Но онлайн при этом процветал, а маркетинговые агентства во всю мощь осваивали новые бюджеты. Летом же 2022-го ситуация другая, онлайн-бизнес теперь тоже в растерянности. Как бы нам не говорили о “времени возможностей”, где-то в подкорке сидит мысль о том, что нужно экономить. На всём. В том числе на продвижении проектов в сети. Пожалуй, на них даже в первую очередь.

Но какие последствия могут быть у такой экономии? Часто это потерянное время и незаработанные деньги. Стоит ли оно того? Поговорим сегодня об одном направлении в продвижении, на котором многие пытаются сэкономить – это SEO. Выясним, как сделать SEO продвижение самостоятельно, без привлечения специалистов, и может ли это принести пользу бизнесу.

Что такое SEO продвижение своими руками

Это когда владелец бизнеса или человек, отвечающий в этом бизнесе за маркетинг с пиаром, пытается вывести сайт компании в ТОП поисковиков, на первую страницу Яндекса или Google. И не привлекает при этом специалистов, которые знают все нюансы SEO-продвижения и аналитики.

Почему многие бизнесы хотят экономить именно на SEO

Потому что SEO – это всегда игра вдолгую, это марафон на длинные дистанции и результат порой приходит только спустя три месяца, а то и полгода-год. Не у всех есть возможность терпеть так долго, особенно, если ставка сделана только на один этот инструмент. Но уверяем: если всё делать правильно, результат точно будет. Чтобы убедиться в этом, посмотрите кейсы Exiterra по продвижению российского бизнеса с помощью SEO. Вот результаты по проектам, которые точно вас вдохновят и вопрос о том, как сделать SEO продвижение самостоятельно, будет не актуальным:

  • Автосалон KIA. За год поисковой оптимизации с Exiterra вырастили органический трафик в пять раз. С 2 тыс до 11,5 тыс человек в месяц.
  • Маркетплейс Promportal.su. За год совместной работы увеличили посещаемость сайта на 125%, ежемесячно на портал стало приходить до 900 тыс людей.
  • Производитель и дистрибьютор садовой техники Мастер-Инструмент. За 10 месяцев вывели 85% главных поисковых запросов в ТОП-10 поиска, на 167% увеличили поисковый трафик и на 150% – количество обращений с сайта.

Как сделать SEO продвижение самостоятельно

Если все же решили пока не обращаться к специалистам и сделать всё сами, то вот вам рекомендации от Exiterra, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Предупреждаем сразу: шагов будет много. Но на самом деле их еще больше! Пройдемся по самым основным.

Шаг 1. Установите и настройте счетчики

Они нужны чтобы отслеживать индексацию сайта, его рейтинг, количество переходов на него с разных источников, чтобы выводить его в ТОП поиска и многое другое. Рекомендуем два таких сервиса: Яндекс.Вебмастер для Яндекса и Search Console для Google. Это основные. Мы в агентстве используем их.

Шаг 2. Подключите сайт к сервисам веб-аналитики

Самые популярные, о которых слышал каждый, это Google Analytics и Яндекс.Метрика. Оба бесплатные. На них можно отслеживать поведение пользователей на сайте: какие страницы они посещают, на какие переходят чаще всего, с каких источников и так далее.

Шаг 3. Поместите в корень сайта файл Robots.txt

Это текстовый файл, который индексируют поисковые роботы. Обязательно проследите за тем, чтобы он был правильно составлен. Тут есть руководство, как это сделать.

Шаг 4. Проверьте скорость загрузки вашего сайта

Если решили делать SEO продвижение самостоятельно, проверьте ваш сайт на скорость загрузки. О том, как сделать так, чтобы страницы у пользователя загружались быстро и почему это важно, мы рассказали в одной из статей блога Exiterra. Если в двух словах, то чем быстрее сайт загружается, тем лояльнее к вашему бренду становится пользователь. Ведь никто не любит ждать! А еще быстрая загрузка хорошо влияет на позиции сайта в выдаче.

Шаг 5. Пропишите мета-теги для каждой из страниц

Запомните эту троицу: title, description и keywords и всегда прописывайте их на любой странице сайта. Будь то продуктовый лендинг или блог. Но следите за тем, чтобы они не повторялись. Мета-теги тоже нужны для поисковых роботов, они помогают “читать” и обрабатывать страницы сайта во время индексации.

Шаг 6. Не забудьте про атрибут alt у всех картинок

Если вдруг картинка по каким-то причинам не отобразится у пользователя, то он увидит её описание.

Шаг 7. Используйте заголовки и подзаголовки на страницах сайта

Вот так: Заголовок 1 – через h1, Заголовок 2 – через h2, Заголовок 3 – через h3 и так далее. А еще очень важно в этих заголовках использовать поисковые фразы. Это влияет на ранжирование страниц в поиске.

Шаг 8. Ссылайтесь на внутренние страницы сайта

Это называется перелинковкой. Когда на какой-то странице, будь то блоговая или продуктовая страница, вы даете ссылку на любую другую. Например, вот так: «советы о том, как продвигать сайты, мы дали в этой статье». Во-первых, это удобно для пользователя. Во-вторых, полезно для поисковых роботов. В-третьих, это положительно влияет на ранжирование сайта в выдаче.

Шаг 9. Используйте на сайте комфортные для чтения шрифты

Лучше всего использовать простые, без засечек. Они самые комфортные. Для тех, кто только собирается заняться SEO-продвижением своего сайта самостоятельно, рекомендуем прочитать нашу статью про типографику и оформление текстов.

Шаг 10. Не забудьте про страницу с ошибкой 404

Она нужна для обозначения несуществующей страницы. И для того, чтобы побудить читателя перейти на какую-то другую и не уйти при этом с сайта.

Шаг 11. Поместите номер телефона на видном месте

И электронную почту тоже можно! Желательно в шапке сайта:

SEO продвижение самостоятельно: как сделать и какие подводные камни есть

Шаг 12. Начните создавать контент не просто для поисковых роботов, а для людей

Даже если вы сделали семантическое ядро для своего сайта, определили главные темы и нашли миллион статей на точно такую же тематику, не огорчайтесь! Вы можете делать уникальный контент на базе того, что уже есть. Возьмите статьи из ТОПа поиска на нужную тему и объедините в одну свою. Плюс обязательно разбавьте экспертными мнениями и личными кейсами. И вот уже материал выглядит иначе, а его уникальность – 100%.

Шаг 13. Следите за тем, чтобы все страницы были проиндексированы поисковыми роботами

Если какая-то часть из всех страниц, что есть на сайте, не проиндексирована, это значит, что контент плохо оптимизирован или находится под санкциями. Подумайте, как можно решить эту проблему и исправьте ошибки. Конечно тем, кто занимается SEO-продвижением самостоятельно, будет это сделать сложнее, чем опытному сеошнику или агентству. Но можно найти инструкции от поисковиков и следовать им. Например, вот инструкция на эту тему от Google. В ней найдете информацию о том, почему некоторые страницы вашего сайта не видны в поиске.

Шаг 14. Зарегистрируйтесь во всех популярных соцсетях

Если какие-то из них недоступны в России, в них все равно можно сидеть через VPN. Instagram, Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Telegram и Яндекс.Дзен – тестируйте площадки, какая-то точно выстрелит! К тому же, через соцсети удобно транслировать инфоповоды: победу в рейтингах, участие в мероприятиях, публикации в СМИ. Знаете, есть такая поговорка: если вас нет в соцсетях, значит ваш бизнес не существует. ;)

Шаг 15. Уберите дублированный контент

Один и тот же материал в двух разных местах – это ошибка. Найдите дубли и поставьте редирект на флагманскую страницу. Для поиска копий используйте Google Вебмастер.

Шаг 16. Следите за тем, чтобы адреса сайта и страниц были правильными

В нашем случае правильными – это не слишком длинными и читаемыми. Так вы повысите доверие поисковых роботов к сайту. Адрес сайта или страницы сайта часто еще называют URL.

Шаг 17. Удалите вредоносный код

Наверняка вы не раз сталкивались с такой ситуацией: заходите на чужой сайт, а там пометка – этот сайт может угрожать безопасности компьютера. Это тот самый вредоносный код. Его нужно удалять. Как это сделать, читайте в инструкции от Яндекса.

Шаг 18. Следите за тем, чтобы не попасть под санкции поисковиков

Один из первых признаков, что на сайт наложен фильтр – когда трафик неожиданно падает. Причин у этого может быть много разных. Например, если владелец сайта беспорядочно закупает ссылки или на сайте много битых страниц.

Кстати, битых ссылок на сайте тоже не должно быть! Из-за них также можно попасть под санкции. Особенно тем, кто занимается SEO-продвижением самостоятельно и еще не сталкивался с такой проблемой. Ловите инструкцию от Exiterra о том, как понять, почему снизился трафик на сайте и что с этим делать.

Шаг 19. Не забывайте прописывать расширенные поисковые сниппеты

Это визитная карточка вашего сайта. То, как он выглядит в поиске. Чем привлекательнее сниппет, тем сильнее пользователь хочет перейти на сайт:

SEO продвижение самостоятельно: как сделать и какие подводные камни есть

Шаг 20. Позаботьтесь о юзабилити на сайте

Это то, насколько удобный ваш сайт для посетителей. Вот несколько рекомендаций для бизнеса, который решился на самостоятельно сделать SEO:

  • Все главные элементы сайта должны быть там, где их привыкли видеть. Пользователям привычно, что логотип обычно где-то вверху слева, контактная информация – справа, а главное меню, по которому можно переходить на разные страницы сайта, находится посередине.
  • Не игнорируйте “хлебные крошки”. Это навигационные цепочки, они показывают путь пользователя, который он прошел прежде чем попасть на текущую страницу. Мы много рассказывали об этом нужном инструменте в одной из статей Exiterra. Если решились на SEO-продвижение самостоятельно, рекомендуем прочитать.
  • Не забудьте о блоке с похожими или полезными материалами. Его можно разместить внизу страницы или сбоку, чтобы он бросался в глаза. Укажите в нем ссылки на материалы, которые есть на вашем сайте и они похожи по содержанию с текущей страницей или могут дополнить ее.

Плюсы и минусы самостоятельной поисковой оптимизации

Итак, мы определили самые важные пункты для владельцев бизнеса, которые хотят делать SEO-продвижение самостоятельно. Разберем теперь плюсы и минусы того, когда бизнес пытается сам разобраться в поисковой оптимизации.

Самостоятельное SEO C помощью агентства
Можно сэкономить деньги Да Придется потратить деньги
Можно сэкономить собственное время Нет, потому что нужно будет постоянно учиться Да, агентство все работы берет на себя
Можно решить любую проблему Нет, потому что у вас еще нет нужного объема знаний чтобы учесть все нюансы поискового продвижения. Да, ведь в команде агентства несколько опытных специалистов. Все они дополняют друг друга.
Можно использовать бесплатные сервисы Нет, хорошие сервисы, что помогают в поисковой оптимизации, стоят денег. На них придется потратиться, а еще нужно будет разобраться в том, как ими пользоваться. Да, потому что у агентства много разных клиентов и ему выгодно покупать подписку на самые качественные сервисы. То есть вместе с услугами агентства вы покупаете лучшие SEO-сервисы.

Вот что скорее всего будет сложно сделать человеку, который решил попробовать сделать SEO-продвижение самостоятельно:

  • Чтобы Яндекс.Метрика и Google Analytics работали корректно, важно правильно их настроить и подключить к сайту. А сколько там дополнительных плюшек! Нужно потратить часы на изучение. Вы готовы?
  • Если ваш контент окажется плохо оптимизированным под поисковые системы, сайт может попасть под фильтр или санкции. Его оттуда потом нужно будет выводить. Например, тексты, в которых нет пользы для читателя и состоящие из одних ключевых слов, погубят ваш сайт.
  • Копировать контент с чужих площадок тоже нельзя. Желательно, чтобы тексты были не ниже 80% уникальности.
  • Сайт должен быть удобным для пользователя. Просто сделать так, как нравится лично вам, мало. Нужно знать современные стандарты расположения элементов.
  • Знаете ли вы, какую информацию можно показывать на сайте о владельце бизнеса, а какую нет? Например, ИНН или КПП – их точно нужно указывать в подвале сайта? А в какой последовательности? Или эта информация уже устарела и не обязательно ее размещать для сайтов в вашей нише? Ответы на эти вопросы конечно же есть у специалистов и не всегда – у владельцев бизнеса.

Вывод

SEO-продвижение самостоятельно точно сэкономит ваши деньги. Но только при условии если вы готовы:

  • Тратить все свободное время на учебу.
  • Стать одновременно cеошником, копирайтером, SMM-щиком и пиарщиком.
  • При этом не забыть о том, что вы все-таки владелец бизнеса и нужно решать еще и административные вопросы.

Нанять SEO-агентство может выйдет и дороже, зато в будущем вы будете тратить на продвижение меньше, а зарабатывать больше. Думайте о будущем и делегируйте проекты опытным специалистам. Exiterra готова делиться SEO-опытом и помогать выводить ваш проект в ТОП.

SEO-оптимизация сайта – на 20% дешевле!

Ваш сайт должен быть выше конкурентов. Особенно в кризис. Закажите в «Экзитерра» SEO зa рубли со скидкой 20%. Мы найдём для вас клиентов, невзирая на кризис!

Лучшие статьи