Выгодно ли покупать франшизу? Особенно сегодня, в условиях «гиперсанкционного» кризиса-2022? К сожалению, многие рассматривают покупку франшизы в качестве лёгкого и быстрого заработка, где нужно будет только получать деньги и осуществлять общий контроль. Это – первый распространённый миф. Другое популярное заблуждение – неважно, какую франшизу покупать, главное, чтобы она уже была прибыльной.
Увы, но так франшиза не работает. И первое, что необходимо сделать потенциальным франчайзи (предпринимателям, решившим купить франшизу для работы под чужим брендом), это правильно выбрать будущий бизнес. О том, как это сделать, расскажем ниже – с учётом изменившихся социально-экономических реалий начала 2022 года.
Ввиду активно вводимых санкций стоит учесть всех бенефициаров рассматриваемой франшизы. Внимательно изучите состав владельцев бизнеса на предмет наличия иностранных инвестиций и как следствие риски выхода партнёров, уменьшения объёмов капитализации, наложения санкций на сегмент рынка.
Не стоит покупать франшизы с завышенными показателями окупаемости, что часто бывает в презентации. А узнать настоящие показатели можно найдя партнёра в похожем городе по численности, платёжеспособности и проверить их по выручке.
Не бойтесь контактировать и задавать неудобные вопросы действующим партнёрам франшизы. Как правило продавец франшизы указывает самый лучший результат, а для вас важно увидеть полную реальную картину ведения бизнеса. Ведь, к примеру сроки окупаемости в год и в два года предполагают разные объёмы вложений собственных средств.
Так же будущий партнёр должен запросить у владельца франшизы показатели в пандемию коронавируса. Это стрессовый период для любого бизнеса и оценив данные показатели вы сможете более детально понять устойчивость выбранной франшизы к различным стрессовым ситуациям на рынке.
При покупке любой франшизы вы должны определится с целевой аудиторией, особенно сейчас. Хотел бы ещё добавить, что при приобретение любой франшизы необходимо предварительно провести исследование данного сегмента в своём городе по конкурентам. Провести интервью, посмотреть кол-во чеков и т.д. Все эти действия помогут вам минимизировать риски при вложении в бизнес.
С Ильёй мы полностью согласны. Обязательно рассчитайте рентабельность. Проанализируйте конкурентов на этом направлении – если их много, и они предлагают аналогичные товары или услуги в 2-3 раза дешевле, то становится франчайзером вряд ли стоит. Наведите справки об экономическом благосостоянии компании-держателя франшизы – инвестиций в «полутруп» быть не должно.
С тем, как обезопасить себя от провала на старте покупки, разобрались. Теперь перейдём к другому вопросу – какие бизнесы лучше всего покупать по франшизе. Да и вообще, есть ли они?
Стоит ли покупать франшизу в 2022 году? Надёжным ли вложением она будет в кризисное время? Определить это сложно, но – возможно. Если вы проанализировали все внутренние факторы (всё, что касается финансов и организационно-управленческих аспектов) и факторы внешние (ситуация на рынке, диктуемая политическими и экономическими событиями) после чего решились на покупку, то выбирайте варианты.
На сегодняшний день варианты следующие.
Здесь и далее мы, полагаясь на свой опыт и мониторинг популярных мнений, перечислили виды бизнеса, которые можно покупать по франшизе в 2022 году с прицелом на дальнейшее развитие, а также те, с которыми пока стоит повременить. Кроме того, варианты бизнеса прокомментировали и наши приглашённые эксперты, мнения которых также можете прочитать ниже.
Итак, первое – что можно смело покупать? На наш взгляд можно рассматривать:
Для начала стоит разобраться какими финансовыми ресурсами обладает инвестор/будущий партнёр франшизы. Если сумма инвестиций небольшая (от 1-5 млн рублей) то можно рассматривать следующие франшизы.
Ввиду неопределённой ситуации стоит шире взглянуть на внутренние рынки, уход с которых крупных игроков открывает массу возможностей! Присмотритесь к сектору одежде и товарам первой необходимости, ремонтные мастерские всех видов будут как никогда актуальны из-за повышения цен. Также рекомендую изучить рынок экопродуктов, фермерские франшизы с продуктами местного производства, ведь спрос на продукты питания будет всегда.
Мы абсолютно согласны с Ильёй в том, что касается сферы красоты. Женщины никогда не расхотят быть красивыми. Отметим, что катастрофического падения спроса на косметологические услуги не было даже на карантине в 2020 году – просто на первый план вышли специалисты, работающие на дому. В пик пандемии коронавируса появился даже такой тренд, как «бьюти-такси»: маникюр или стрижка делались…прямо в машине!
Что касается бизнеса по детской образовательной деятельности, то на этот счёт высказалась Елена Иванова, основатель и руководитель сети детских языковых центров «Полиглотики».
В сегодняшней непростой ситуации стоит обратить внимание на бизнес-ниши, услуги которых остаются востребованными даже в периоды кризиса. К ним, например, можно отнести сферу дополнительного детского образования. Опыт работы франчайзинговой сети «Полиглотики» в кризисы 2008, 2014 и 2020 годов доказывает, что люди продолжают активно пользоваться услугами данной отрасли. Так, почти 80% клиентов наших центров – постоянные. Их дети обучаются практически без перерыва, переходя от одной ступени к другой, оставаясь с нами несколько лет подряд. Это позволяет франчайзи поддерживать стабильный доход.
Статистика показывает, что 90% российских семей вкладывают в дополнительное образование своих детей от 7,5 тысяч рублей ежемесячно. В свете последних событий эта цифра будет только расти. Всё вышеперечисленное прекрасно объясняет низкий процент закрытия наших франчайзинговых точек – 3%.
Важно отметить, что франшиза в сфере дополнительного образования отличается не только стабильностью, но и гибкостью. Так, в период пандемии мы смогли в короткие сроки перевести все занятия в онлайн-формат, запустив собственную платформу. Это позволило сохранить 90% клиентов наших партнёрских центров. Примечательно, что сфера онлайн-образования также продолжает расти. С 2016 года объем отечественного рынка образования в числовом значении составлял 21 миллиард рублей, а в 2021 уже 54 миллиарда. Сегодня наши партнёры имеют возможность совмещать онлайн и офлайн форматы, что также положительно сказывается на их работе.
Нельзя не отметить и ещё один момент – небольшие вложения. Это особенно важно в период кризиса. Чтобы начать бизнес по франшизе в сфере дополнительного образования, понадобится от 350 тысяч рублей для небольшого города и от 1 млн рублей для столичного региона. В экономически нестабильные времена это отличный способ вложить и окупить свои деньги уже через 6-9 месяцев работы.
Материал по теме: КАК МЫ СФОРМИРОВАЛИ РЕПУТАЦИЮ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ, РАБОТАЮЩЕЙ ПО ФРАНШИЗЕ
В первую очередь стоит обратить внимание на франчайзеров из следующих секторов:
Если говорить о товарной истории, то это может быть сегмент нижнего белья (сейчас многие европейские конкуренты на неопределённый срок приостановили деятельность на российском рынке), кофейни или общепит в фастфуд формате, а также услуги в сфере детского образования и досуга.
От себя отметим, что замечание Елены по поводу кофеен и фастфуда, очень правильное. С учётом объявления об уходе с российского рынка McDonalds и предстоящих планов по замещению услуг в сфере быстрого питания франшизы, связанные с кофе и закусочными действительно будут востребованы.
Нижеперечисленные виды бизнеса по франшизе по мнению Станислава Скуйбеды (Университет «Синергия»), точно не стоит приобретать в 2022 году. Пока что это будут далеко не самые актуальные и окупаемые франшизы в РФ. Итак, вот бизнес, в котором вы, по мнению Станислава, будете испытывать трудности:
Характер бизнеса, о чём мы говорили выше, очень важен для покупки франшизы. Но не менее важно для покупателя и то, насколько он сможет вести бизнес в таком формате. А для этого он должен хорошенько взвесить как все плюсы покупки франшизы, так и её минусы.
Начнём с плюсов.
Минусов, что интересно, больше. Но для кого это и впрямь будут недостатки, а кто-то не обратит на них внимания.
Кстати! Есть франшизы и без этого взноса. Но в этом случае держатель франшизы всё равно «возьмёт своё». Например, в виде продажи своих товаров в работающие по франшизе магазины. Или за счёт высокого роялти – это другой вид оплаты, обычно ежемесячный, отдаваемый инвестором держателю за улучшение и поддержку франшизы (различные производственные обновления, улучшения по IT-направлению, модернизации в сфере маркетинга и т.д.
Материал по теме: УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ И ПРОДВИЖЕНИЕ МАГАЗИНА МОРЕПРОДУКТОВ: КАК МЫ ЗА 8 МЕСЯЦЕВ ВЫПОЛНИЛИ ПЛАН НА ГОД
Подведём итоги. Первое, что следует помнить всегда: франчайзинг — это не «волшебная таблетка», приняв которую, вы превратитесь в миллионера. Так что если вы решили вложиться во франшизу, то будьте готовы вкладывать много сил. Держатель франшизы обязательно оценит то, что вы прикладываете должные усилия, и не оставит это без внимания. Сидеть, сложа руки, после паушального взноса, в надежде на то, что новый бизнес будет работать сам по себе – потому что создавать с нуля вам его не надо – ни в коем случае не стоит.
Какую бы франшизу вы не выбрали, позаботьтесь в первую очередь о изучении рынка, конкурентов, финансовых показателей. Проведите все необходимые исследования перед принятием окончательного решения. Будьте внимательны к деталям и прогнозируйте различные варианты развития и привлечения клиентов даже в самых сложных ситуациях.
Илья Берников (BBlab.online)
По мнению Станислава Скуйбеды («Синергия»), важно учесть, что с 2020 года российский рынок неоднократно изменился. Имеется в виду как переход на гибридный и удалённый формат работы, так и отказ от большинства зарубежных технологий и продуктов. Появился потенциал для развития российских компаний. Это также стоит учитывать, если вы решили работать по франшизе.
Как показывает практика, кризис – это не только спад, но и точка роста. Франчайзинговая модель ведения бизнеса даже в сегодняшних реалиях остаётся одним из наиболее перспективных направлений, главное, постараться в ходе поиска и выбора проекта учесть максимум важных факторов, например:
Резюмируя, сейчас стоит ориентироваться на стабильные и крупные проекты старше 5-10 лет, которые работают в сегменте востребованных и доступных товаров и услуг, с чёткой юридической базой, прозрачной экономической моделью, понятными стандартами и максимальным объёмом поддержки.
Елена Попова («Стильпарк»)
Напоследок – универсальный совет от нас. Решите для себя окончательно, а так ли нужна вам эта франшиза? Возможно, она будет дорогостоящей «импульсной покупкой», камнем висящей на вашей шее. Или, наоборот, принесёт вам моральное и материальное удовлетворение. Иными словами, распишите плюсы и минусы.
Работа по франшизе – это тоже труд, а не покупка бизнеса, где уже «всё сделано за вас». Это отточенная работа отдела продаж. Это непрерывное обучение сотрудников, с которыми контактируют ваши клиенты и по которым составляют общее впечатление о вашем бизнесе. Уже одно это говорит о том, что к франшизе ни в коем случае нельзя относится как к необременяющему пассивному доходу, не требующему больших усилий. И если вы не готовы к постоянному труду, то покупать франшизу лучше не стоит. Ну а если жизнь предпринимателя вас не страшит, то желаем вам всяческой удачи!
Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.