Пандемия, спецоперация, напряжение политической обстановки, изменение курсов валют… — в ответ на это и многое другое (на самом деле — всё, что происходит в стране и мире) растут цены. У предприятий, поставщиков и продавцов неизбежно наступает момент, когда приходится повышать цены, чтобы не работать себе в убыток. Но как объяснить и объявить это клиентам? А объявлять нужно.
Это как «съесть лягушку» — Брайан Трейси, мотивационный спикер и бизнес-тренер называет так неприятное дело, к которому трудно приступить и к которому не лежит душа, но которое кровь из носу нужно сделать одним из первых. Если не самым первым.
Про «лягушку» Трейси говорил, рассуждая о планировании своего рабочего дня. Мол, если будете затягивать, отодвигая неприятное дело на конец дня или перекладывать на бесконечное «потом», то сами будете ходить в вечном стрессе, а другие, более лёгкие и приятные дела, будут идти из рук вон плохо. В отношении повышения цен на товары и услуги всё то же самое — если не объявите вовремя, то продавать вскоре будет нечего.
Предлагаем базовый план.
Можно, конечно, просто объявить по всем каналам коммуникаций кратко, что «с такого-то числа мы повышаем цены» или не объявлять об этом вовсе, а молча сменить ценники или прислать обновленные счета. Только это вызовет бурю недовольства клиентов.
Поэтому всегда предупреждайте заранее. На 100% от потери клиентуры это не спасёт, но существенно снизит отток.
Аргументированное и заблаговременное объяснение, что вы меняете цены повышает и доверие к вашему бизнесу.
Теперь о том, какие конкретно каналы коммуникаций задействовать.
Жизненно необходимо, если у вас небольшой бизнес, и практически каждый клиент — хороший знакомый или может таковым стать. Например, так часто бывает в салонах красоты, ателье. Или если вы работаете с партнёрами-дилерами (их число не столь велико). Собрать всех и без прикрас объяснить ситуацию — признак честности и открытости. Клиентам тоже нужно время, чтобы приспособиться к изменениям, поэтому такой разговор они оценят.
Разговор — хорошо, но любая беседа должна быть подтверждена письменно. Людям необходимо осознать факт повышения цен, принять во внимание новый прайс, успеть подстроить под него свой бюджет, возможно, подкорректировать сотрудничество с вами, если речь о поставщиках. Это не плохо, хуже если сотрудничество вообще прекратится.
Если о событии не написано в интернете, то его, считайте, не было. Информации в сети об изменении стоимости товаров и услуг будет полезна как для постоянных клиентов и партнёров, так и для новых. А если вы сделаете приписку типа «успейте зафиксировать старую цену», принимаем оплату до …», сами успеете сделать неплохую выручку. Многие из тех, кто хотел сотрудничать с вами, но по каким-то причинам откладывал, метнутся платить.
И не забудьте обновить товарные позиции на сайте вашей компании.
Да, рассылки мало кто читает в наше время, но уведомить клиентов ещё и через них — признак хорошего тона, норма современного электронного этикета.
Н3: Реклама в социальных сетях: запустите кампании в социальных сетях с информацией о повышении цен
Чем больше упоминаний о вашей компании в интернете, тем лучше. Даже в связи с таким неприятным событием, как рост цен.
Примерами из жизни, как лучше сообщить о повышении цен делятся предприниматели.
Пройдите весь путь от создания продукта до момента поступления его на полки магазина или доставки до клиента. Такой подробный срез позволит объяснить клиенту на каком из этапов произошло удорожание. Это может быть изменение логистических цепочек, рост стоимости сырья, изменение курса валют или другие составляющие, связанные с вашим бизнесом. Также сгладить риски поможет подробный рассказ о путях оптимизации ценовой политики при сохранении качества товара или интересные акции и предложения для лояльных клиентов.
С Алиной согласен и коммерческий директор компании по производству инновационных сухих кисломолочных продуктов питания МКЦД (ICDMC) Евгений Курбангалиев
В любом случае информация о подъёме цен — это болезненный момент. Не все понимают сложные уклады рынка, не все разбираются и интересуются новостями экономики — негатив однозначно будет.
Какие аргументы можно использовать?
Если ваш продукт ценен для вашей целевой аудитории, то повышение его цены вряд ли эту аудиторию отпугнёт. А чтобы этого точно не случилось, необходимо реально, а не на словах, улучшать качество и ценность продукта. Это может быть всё, что угодно — расширение списка дополнительных услуг для товара (улучшение клиентского сервиса), повышение потребительских свойств самого товара, цена на которых поднялась, и т.д.
Чтобы было проще принять этот момент (повышение цен — прим. ред.), мы также предлагаем дополнительные бонусы: снижаем количество банок, необходимых в заказе для бесплатной доставки — с шести банок до четырёх.
Евгений Курбангалиев
Небольшой «бонус» для этого совета:
Когда сообщаете о повышении цен, то делайте это подробно (насколько детально — об этом ниже), поясняя, из-за чего вам пришлось это сделать. Это будет ещё одним вашим «плюсом в карму» перед клиентами. Они поймут вас и обязательно пойдут навстречу. Вот какой пример из практики своей компании приводит Евгений Курбангалиев.
Говоря о нашем опыте, мы объявили, что цены будут подняты. Однако людям была предоставлена возможность в течение нескольких дней купить продукт по старой цене.
Главный момент — мы честно рассказали, какой у нас поставщик, какие причины поднятия цен. Более того, под постом о поднятии цен я лично отвечал на вопросы и комментарии аудитории, местами более подробно объяснял условия работы компании до ситуации, и как они изменились сейчас. Соответственно, чтобы выжить, производить свою продукцию — что необходимо нашим покупателям (!!), нам нужно учитывать эти условия.
Себестоимость нашей продукции выросла почти в 2 раза. Естественно, нам необходимо реагировать на эту ситуацию. Тем не менее, мы честно говорим об этом, даём людям возможность, отодвигая рост цен по времени, купить продукт по старым привычным для них ценам.
Дополним. Объявляйте о повышении не только подробно, но и везде, где только можно это сделать. Одного сайта мало. Если у вас есть группа в ВК или «Одноклассниках», то обязательно делайте это и там. Клиентские рассылки по электронной почте, рекламные листовки — чем больше каналов, через которые ваши клиенты узнают о повышении, тем лучше для вас и для них.
Материал по теме: Демпинг. Что делать, если конкурент «сбрасывает» цены?
Тарифы на продукт, как смягчение эффекта от повышения цен Сразу отметим, что это совет не для всех, а только для тех, кому позволит так поступить специфика его продукта или бизнеса. Например, возьмём интернет-маркетинговое агентство и его услуги по продвижению сайтов. Оно вынуждено повысить цену на услуги. Но чтобы смягчить эффект от этого, агентство может ввести «тарифы» на продвижение, где будет как самый дорогой пакет, так и относительно дешёвый (как до повышения) с фиксированной ценой. Таким тарифом охотно воспользуются все клиенты, кто не может позволить себе платить больше, и которые увидят, что агентство не поворачивается к ним спиной, а ищет компромиссы
Тема тарифов и того, для каких клиентов повышать, а для каких нет, сильно касается B2B-компаний. Алексей Боев, сооснователь сервиса учёта финансов «ПланФакт» рассказал нам, что в основном их компания повышает цены для новых клиентов. Здесь проблем в целом нет — как говорит Алексей, «люди либо видят ценность и соглашаются с предложением, либо выбирают другое решение. А мы смотрим на эластичность спроса и воронку продаж, чтобы вовремя корректироваться».
Однако для текущих клиентов «ПланФакт» также несколько раз поднимал цены на консалтинговые услуги по внедрению финучета и обучению. Алексей говорит, что здесь всё делалось по правилу «Предупреждайте заранее»: они говорили о повышении цен за месяц и давали возможность продлить услугу по старой цене.
Базовый принцип «ПланФакта» — максимально долго сохранять имеющиеся условия для текущих клиентов. Поэтому, когда мы выпускаем новые тарифы, старые переходят в архив, и ими можно продолжать пользоваться. Например, сейчас в «ПланФакте» есть компании, работающие более 5 лет, для которых действуют самые-самые начальные условия.
В одном из случаев мы решили повышать цену не сразу для всех клиентов, а провели эксперимент на небольшой выборке, чтобы относительно безопасно получить обратную связь и иметь возможность скорректировать предстоящие изменения или вообще откатить их. Сначала (заблаговременно) объявили о повышении цен на 10% от всей клиентской базы. Когда поняли, что негатива нет, расширили оповещение до 30%. Убедившись, что и здесь нет явных проблем, распространили изменение на всю аудиторию.
Считаю, что в коммуникации с клиентами о повышении цен важно не оправдываться и не углубляться в детали причин (хотя очень хочется) — это ослабляет переговорную позицию. Но всегда нужно делать несколько упреждающих шагов навстречу, чтобы клиенты имели возможность и время привыкнуть к новым условиям.
Позиция Алексея Боева о том, что при повышении цен важно не оправдываться и не углубляться в детали причин, интересна. Мы считаем, что объяснять стоит. Подробно? Да. Но вопрос в том, насколько? На наш взгляд необходимо видеть ту грань, за которой заканчивается объяснение и начинается оправдывание, о которых Алексей и говорит.
Поэтому при повышении цен категорически не следует:
На пункте 3 стоит остановиться отдельно. Если предприниматель будет ссылаться на политические события, на которые он не может повлиять, то он автоматически ставит себя в позицию слабого человека, хватающегося за любой повод, чтобы заработать на клиентах.
Где возможно — мы двигаемся в сторону клиента. При этом мы говорим честно, да, мы теряем часть клиентов, объективно понимаем и принимаем это, но по-другому пока не можем быть. Тут вопрос: угодить % клиентов либо всей компанией умереть.
Те, кто недовольны — проявляются, но есть много людей, который понимают нас. В соцсетях 70% негативно отреагировали, однако вместе с этим, мы за несколько дней сделали месячный план по заказам. Главное правило: довольных не слышно, недовольных — не слышно.
Себестоимость нашей продукции выросла почти в 2 раза. Естественно, нам необходимо реагировать на эту ситуацию. Тем не менее, мы честно говорим об этом, даём людям возможность, отодвигая рост цен по времени, купить продукт по старым привычным для них ценам.
Евгений Курбангалиев
Быть честным, открытым, максимально логичным и стараться всегда идти навстречу клиенту — именно это нужно запомнить бизнесмену, вынужденному повышать цены на свой продукт в кризис. Только тогда можно рассчитывать, что навстречу бизнесмену пойдёт и сам клиент в непростые времена. Важно ещё и не бояться объяснять, почему так приходится поступать.
В период актуального кризиса, я думаю, людям не нужно будет объяснять причину повышения цен. Даже, из-за того, что некоторые ниши закрылись, конкуренции стало меньше. Также, сейчас, товары российских производителей будут продвигаться активней, будет расти их ценность вместе с ценой.
Если говорить вне кризиса о повышении цен, клиенту важно донести ценность товара/услуги. Когда он её осознает для себя, он будет готов заплатить любую цену. В этот момент его даже насторожит низкая цена. Клиент должен понимать, что компания серьёзно относится к своему товару/услуге, вкладывается в него, а за все новое и улучшенное надо платить. Также, у каждого бренда есть своя целевая аудитория, если товар/услуга повышает свою ценность, хотя бы качеством, то скорее всего и целевая будет меняться. То есть, компания выросла из того покупателя, который уже не готов оплачивать этот продукт. Это новый рост, а там и новые возможности!
Дополним слова Юлии. Если клиент понимает и не требует лишних объяснений — это хорошо. Но никогда не бывает лишним дать понять потребителю, что на его эмоциях и страхах ни в коем случае не пытаются нажиться. И если клиент поймёт, что перед ним не только бизнесмен, а такой же человек, вынужденный искать новые пути для продуктивной деятельности в новых социально-экономических реалиях, то проблем не будет!
Закажите SEO, SERM/ORM, Директ, сайт со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.