Цель разработки нейминга (от англ. name — «имя») — создание названия компании, товара или торговой марки (ТМ), которое отражает суть организации, деятельности, принципов, услуг, продукции. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», — распевал капитан Врунгель. На первый взгляд может показаться, что разработать название, дело незамысловатое. Однако, не всё так просто.
Процесс нейминга сегодня развивается «семимильными шагами». «Искусство давать имена» зародилось во 2-й половине XIX века — время, когда капитализм прочно утвердился в Европе и Северной Америке. Во «времена предшествующие» вопрос названия для предприятий, не говоря уже о лавках и мастерских, не сильно занимал умы промышленников и купцов. Фабрику или магазин, чаще всего, именовали по фамилии владельцев («Кондитерская братьев Ивашкиных», пекарня «Орлов и Сын» и т.д.), Заводы могли называть просто по месторасположению (Невьянский чугуноплавильный завод, Трехгорная мануфактура и т.д.). Стоить отметить, что такие подходы в нейминге сохраняются и сегодня.
Однако, время не стоит на месте. В этом цикле статей мы рассмотрим все стороны нейминга, что сегодня является актуальным и грамотным, а что устарело или вообще невозможно для реализации и т.д.
Как отмечалось выше, искусство нейминга не стоит на месте и идёт в ногу со временем. Методики и подходы, которые были крайне эффективны ещё 10 лет назад, сегодня стали фактически бесполезны.
В современной России пик такого «имяобразования» пришёлся на конец 80-х и 90-е годы прошлого века. Массово появлялись предприятия, в основном парикмахерские, кафе и магазины (причём не только корпоративные, но и государственные), звучно именовавшиеся «Валентина», «Диана», «Дарья» и т.д. Мужские имена встречались редко, в основном — в названиях спортивных клубов («Андрей», «Виктор» и т.д.) и «питейных заведений». Причём во втором случае, как правило, это были уменьшительно-ласкательные или даже панибратские варианты — «У Димона», «Серёга», «Валерон» и т.д.
Грамотный нейминг — составляющая фирменного стиля. Компания Exiterra разработает фирменный стиль, который обеспечит узнаваемость вашей компании
Существовала такая практика нейминга и в советский период. Методика широко применялась в товарном сегменте. Например, популярный советский фен «Алеся» или лыжные крепления «Светлана». Стоит отметить, что практика нейминга советского периода игнорировала мужские имена практически на сто процентов.
Основным фактором, в связи чем такой подход считается устаревшим и малоэффективным, является гиперчастотность подобных названий. В одном городе может быть несколько десятков магазинов «Елена» — самого разного содержания, от продуктовых до бытовой техники. И это уже не говоря о всероссийских и постсоветских просторах...
Также название, в основе которого лежит личное имя, не несёт семантической окраски — не даёт представления о специализации компании или виде товара.
Исключение в этом сегменте нейминговых методик — «визуализированные образы», когда личное имя работает в паре с удачно подобранным логотипом. Например — бургерная Wendy’s, где имя собственное сочетается с портретом рыжей девочки.
Использование фамилии основателя в названии бренда — одна из самых старых методик, распространённых во всем мире. Большинство всемирно известных брендов, например, Ford, Automobili Lamborghini S.p.A., Ferrari NV, McDonald’s, Hilton, Warner Bros., Disney и многие другие носят фамилии своих создателей. Однако, сегодня, особенно для малого и среднего бизнеса, такой подход неэффективен. Если, конечно, у вас нет личного бренда, как, например, у Илона Маска (Elon Musk). В противном случае вам придётся долго и упорно трудиться, чтобы доказать свою ценность потребителю. А в условиях современной конкуренции время, как правило, «работает против».
Статья по теме — «Бренд — зачем он нужен и как его продвигать»
В российском нейминге исключение составляют редкие, запоминающиеся фамилии, например «Тинькофф». Его основатель, предприниматель Олег Тиньков, прошёл длинный путь продвижения личного бренда. В его активе — сеть магазинов бытовой техники «Техношок», заводы «Дарья» (производство замороженных полуфабрикатов), пивоваренная компания и сеть ресторанов «Тинькофф». Менее известные проекты — музыкальный магазин «Music Шок» и рекорд-лейбл «Шок Records», выпустивший первые альбомы групп «Кирпичи», «Ленинград», работавший с «Нож для Frau Müller». В 2005 году Олег Тиньков создал профессиональную велокоманду Tinkoff, впоследствии ставшую основой для российской команды «Катюша».
Сегодня бренд Tinkoff прочно ассоциируется с банковско-финансовым сегментом. Ни «дела хмельные», ни мобильная связь под этим брендом, с «Тинькофф» таких чётких ассоциаций уже не вызывают.
Среди российских удачных «отфамильных» брендов можно также выделить творожные сырки «Б.Ю. Александров» (создатель бренда — Борис Александров) и шоколадную фабрику «А. Коркунов» (основатель — Андрей Коркунов).
Также стоит отметить адвокатские и нотариальные конторы. Компании, оказывающие юридические услуги, вообще заслуживают отдельного внимания, поскольку нарушают все правила нейминга. Здесь банальность типа «Сидоров и Партнёры» может оказаться куда успешнее запоминающегося и сто раз креативного названия.
Казалось бы, акроним, или аббревиатура — очень удобный приём, упрощающий восприятие названия и позволяющий сэкономить на логотипе или вывеске. Однако, современный потребитель вряд ли поймёт, что означают загадочные буквы в названии компании и чего от такого бренда стоит ожидать. Особенно, если подобное название образовано от имён основателей. Например «ВПС» или «Васподсух» (Васильев, Подчуфаров, Суханов). Подобные названия были популярны среди фирм, основанных в 90-е годы.
Если название конструируется исходя из вида деятельности компании, то оно может получиться «громоздким» и, соответственно, трудным для восприятия и незапоминающимся. Длинные названия-акронимы были очень распространены в СССР, особенно в 20-х и 30-х годах.
Исключение составляют акронимы с креативным подходом. Например, бренд HUMMER, являющийся аббревиатурой (High Utility Maximum Mobility Easy Riding — в переводе с англ. «Высоко Полезный Максимально Подвижный Легко Управляемый»). А именно такая смысловая коннотация и закладывалась в этот автобренд.
При этом само слово «Hummer» вполне «самостоятельное» в английском языке. «Hummer» переводится на русский как «Молот», что семантически «мощно и зубодробительно».
В российской нейминговой традиции больше доверия, запоминаемости вызывают 2-х, максимум 3-х, сложные названия, имеющие длительную историю. Например — «Газпром», «Сбербанк», «РЖД» («Российские железные дороги»), «Лукойл» (наименование компании образовано от первых букв названий городов нефтяников — Лангепас, Урай, Когалым и слова «ойл»: от англ. oil — «нефть»), «Ижмаш» (ныне — «Концерн «Калашников») и т.д.
Отдельно стоит отметить бренд «АвтоВАЗ». Это фактически двойной акроним: «Авто» плюс ВАЗ — Волжский автомобильный завод. То есть, буквально, «дважды автозавод».
Исторически сложилось, что импортному товару российский потребитель доверяет больше, чем отечественному. Ещё Киса Воробьянинов хвастался Остапу Бендеру, что краска для волос «радикального чёрного цвета» — «настоящая контрабанда».
Подобные предпочтения «забугорного» привели к появлению на рынке компаний, позиционирующих себя как иностранные, хотя и не являющиеся таковыми.
Статья по теме — «Милитари-нейминг — почему у российского вооружения „весёлые“ названия».
Названия на «манер заграничный», преимущественно используют в качестве бренда имя и фамилию. Это ещё один маркетинговый ход в нейминге — обозначить долгую успешную историю бренда и преемственность поколений. Хотя, само собой, такие бренды не импортными ни преемственными, не являются.
Среди таких псевдоимпортных брендов можно отметить следующие.
Erich Krause — российский бренд канцелярских товаров, производимых в основном в Юго-Восточной Азии и распространяемых преимущественно в России. Принадлежит российской компании «Офис премьер», основанной в 1994 году в Москве Дмитрием Белоглазовым. Однако, словосочетание «Офис премьер» сочли неподходящим для торговой марки и рекламным агентством «Мегапро» был разработан бренд, основанный на идее использования немецких имён в наименовании. Это было связано с потребительским мнением об особой надёжности канцтоваров из Германии.
По результатам опроса, более половины из 55 опрошенных компаний, работающих в сфере распространения канцтоваров, считают этот бренд лидером по узнаваемости среди российских потребителей. По состоянию на вторую половину 2000-х годов торговая марка являлась крупнейшим рекламодателем в сегменте интеллектуальных шоу российского телевидения, а лицом марки стал ведущий телепередачи «Своя игра» Пётр Кулешов.
Является одним из так называемых псевдонемецких брендов в России.
В сфере одежды и моды, в качестве «импортной ширмы» российские компании чаще всего выбирали бренды с итальянскими и французскими нотками, например — Carlo Pazolini. Основатель бренда, российский бизнесмен Илья Резник, в 1990 году создал марку обуви и зарегистрировал её в Италии. Первоначально Резник занимался импортом итальянской обуви, а в 1995 году открыл первые магазины Carlo Pazolini в России и решил создать своё производство. Справедливости ради стоит отметить, что Резник уделял много внимания созданию действительно качественной обуви. Над дизайном моделей трудились лучшие российские и итальянские дизайнеры, работники фабрик проходили тщательный отбор, а консультанты фирменных магазинов проходили обучение в учебном центре.
Как бы то ни было, но со своей задачей псевдоимпортные бренды справлялись ровно до тех пор, пока интернет не стал общедоступным и россияне узнали правду об этих «европейских» марках. Сегодня позиционировать себя как иностранный бренд и выбирать соответствующее название бессмысленно. Такой бренд сразу же раскусят и очень повезет, если не решат обвинить во «введении в заблуждение» в судебном порядке.
TOM KLAIM — российский производитель женской одежды. Компания была основана в 1993 году Анатолием Климиным. В название бренда, как можно «понять на слух», положены настоящие имя и фамилия основателя. Начав с «фарцы», Климин смог развить фешн-дело до холдинга, в который входят фирма по производству одежды и аксессуаров, торговые точки, интернет-магазин, центр маркетинговых исследований, рекламная служба и даже телекомпания.
Если не переигрывать с псевдоимпортной составляющей и не использовать помпезные слоганы вроде «Немецкое качество», «Итальянский дизайн» и тому подобные, то иностранные названия могут сработать. Потребитель ценит честность и желает знать, что он приобретает.
Современный нейминг можно без преувеличения назвать искусством. Ведь достижение цели нейминга, как процесса — сложная задача, сочетающая в себе наличие знаний и умений из самых разноплановых сфер. Кроме того, название должно быть узнаваемым и отстраивать компанию от конкурентов.
В следующей статье цикла «Правила нейминга бренда» мы расскажем об основных принципах грамотного «изобретательства» эффективного названия.
Если есть вопросы по статье, напишите в комментариях — Вам ответит непосредственно автор или профильный специалист из нашего штата.
Автор: Exitera.com Digital Agency
Скидка российским компаниям! Кризис – время возможностей: усилить интернет-маркетинг со скидкой. Закажите SEO+SERM+ORM+Директ со скидкой 20%.
Проведем бесплатный конверсионный аудит.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.