С 1 февраля 2021 года в России вступил в силу Закон, призванный пресекать использование нецензурной лексики в интернете. Теперь непристойные выражения, а тем более мат, в социальных сетях находится под официальным запретом. Контролировать поведение пользователей обязали администрации самих соцсетей — они должны выявлять и блокировать нецензурную лексику.
В этом статье мы рассмотрим, чем грозят нововведения для «нерадивых» пользователей и администраторов соцсетей — какая ответственность предусмотрена за публикацию и распространение информации с нецензурной лексикой. А также — какие предварительные выводы можно сделать уже сейчас.
Федеральный закон № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» от 30 декабря 2020 года, закрепляет за соцсетями обязанность находить и, в течение суток, блокировать любой контент, содержащий нецензурную брань.
Запрет «непечатного слова» в соцсетях тут же вызвал большой общественный ажиотаж и взбудоражил пользователей. Многие чаты заполонили вопросы, комментарии и ссылки, призывающие объяснить, как же «нецензурная лексика» классифицируется официально.
Если говорить о корнях русского мата, то, следует отметить, что он входит в обсценную лексику — это ненормативные, грубые, стоящие за рамками литературного языка слова. В целом история нецензурной лексики отражает историю развития нашего языка. В большинстве своём мат — это русское явление, возникшее в ходе развития языка. Конечно, как и многие явления русского языка, имеющее более глубокую историю и восходящее к праславянским или индоевропейским корням. Причём, изначально, значение у этих лексических единиц было совершенно иное. Сейчас мы, в основном,так или иначе связываем их с проявлением половых отношений. Собственно, преимущественно из-за этого, такие слова и стали сначала табуированными, а потом — нецезурными. Также, в истории языка эти слова имели и совершенно иной смысл, связанный с обозначением действий и предметов окружающего мира. Нецензурная лексика довольно разнообразна. Помимо традиционного набора слов в неё могут входить и некоторые диалектные слова, и грубые, сниженные. Наша повседневная речь, в большей или меньшей степени, соответствует литературным нормам. Это напоминает маятник — он качается то в сторону более жёсткого соблюдения норм, то — слабого следования им. Сейчас мы постепенно выходим из состояния чрезмерного использования всего ненормативного. Конечно, ненормативная лексика, это часть языка. Но плохо, когда мы по-другому, иначе, не можем выразить мысль или эмоцию.»
Дмитрий Орлов, редактор бизнес-блога Exiterra, кандидат филологических наук
Федеральный закон № 530-ФЗ распространяется не только на ненормативную лексику. Перечень публикаций, подпадающих под блокировку, гораздо шире. В обязанности администраций соцсетей теперь входит обнаружение и удаление другой запрещённой информации:
Прежде чем рассмотреть непосредственно сам Закон и его действие на практике, надо обозначить, что же такое «социальная сеть» и по каким критериям интернет-площадка может таковой считаться.
В России под понятием «социальная сеть» определяется сайт, доступ к которому в течение суток имеют более 500 тыс. пользователей. Чтобы ресурс был признан социальной сетью, должны соблюдаться требования:
Указанные требования должны соблюдаться в совокупности. Например, на портале Госуслуги соблюдается требование о посещаемости свыше 500 тыс. пользователей, но рекламу там разместить нельзя, поэтому этот ресурс не относится к соцсетям. Но под формальные требования подпадают не только всем известные «Одноклассники» или «ВКонтакте», но и популярные форумы или даже доски объявлений.
В связи с этим, Роскомнадзор в ближайшее время создаст реестр социальных сетей. После того, как интернет-площадку включат в этот реестр, администрация социальной сети должна обеспечить исполнение нового Закона и обновить правила пользования ресурсом и ознакомить своих пользователей с изменениями в политике.
Если вам нужна помощь в продвижении сайта — обращайтесь к нам. Мы предоставим вам комплекс услугу от разработки сайта до его продвижения и сопровождения.
Если суточная посещаемость соцсети упадёт ниже 500 тыс. человек за три месяца, то её могут удалить из реестра Роскомнадзора по просьбе владельца ресурса. А через полгода сайт могут исключить из реестра в связи с низкой посещаемостью автоматически без обращения собственника.
Для борьбы с нецензурной лексикой, согласно новому Закону, используется следующая схема работы:
Ответственность за мат законодательно не предусмотрена для рядовых пользователей сетей. Самое страшное, что им грозит — это удаление записи из соцсети.
Контролирующие функции по исполнению Закона возложены на Роскомнадзор. Соцсети не должны отчитываться перед инстанцией по факту блокировки, но должны оповещать о результатах мониторинга.
При возникновении спорных ситуаций социальные сети и пользователи вправе обращаться в Роскомнадзор для разъяснений. Например, интернет-площадка может уточнить у контролирующей инстанции, подпадает ли она под понятие социальной сети и, соответственно, подлежит ли конкретный пост блокировке. Пользователи же могут жаловаться в Роскомнадзор на блокировку поста, если это, по их мнению, противоречит правовым нормам.
Закон не имеет репрессивного характера и направлен на саморегулирование социальных сетей. Он направлен на то, чтобы администраторы, редакторы и модераторы сами добровольно удаляли незаконный контент.
За факт допущенных пробелов в мониторинге соцсети штрафовать не будут. Но может быть задействована статья 13.41 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая появилась в российском законодательстве незадолго до принятия нового Закона. Протоколы о правонарушениях, по указанной статье, Роскомнадзор сможет составлять при неудалении противоречащего правовым нормам контента.
По нормам статьи 13.41 КоАП владельцу соцсети, а также провайдеру хостинга по требованию Роскомнадзора грозят штрафы:
В случае повторного нарушения штрафные санкции возрастут:
Пользователя же могут наказать не за само употребление мата, а за унижение чести и достоинства другого лица в интернете. Указанная возможность привлечения к ответственности предусматривалась российским законодательством и ранее и никак не связана с новым законом. В России под административную статью подпадает мат в общественных местах (статья 20.1 КоАП) при условии выражения неуважения к обществу. Нецензурное выражение, оскорбляющее честь и достоинство другого человека, подпадает под нормы статьи 5.61 КоАП «Оскорбление».
За оскорбление в интернете штраф для гражданина будет больше, чем за словесное: по части 2 статьи 5.61 КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафа 5-10 тыс. рублей.
Член Общественной палаты РФ, директор Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды Денис Заварзин предложил россиянам не дожидаться момента, когда закон о саморегулировании соцсетей заработает в полную силу, и уже сейчас самостоятельно проверить, как и с какой скоростью ресурсы борются с деструктивным контентом.
25 февраля 2021 года инициативная группа Общественной палаты (ОП) и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) представили анти-рейтинг социальных сетей, являющихся источником деструктивных материалов. «Лидером» по части распространения запрещенного в России контента оказался Twitter. Второе место в списке соцсетей-нарушителей занял Facebook, третье — у Instagram. Следом расположились YouTube и TikTok. Исследование было проведено в связи со вступлением в силу Федерального закона № 530-ФЗ.
По словам общественника, новая эра в сфере регулирования интернет-пространства только начинается: «Мы приступили к работе касательно саморегулирования соцсетей, однако до сих пор не существует чётких критериев, по которым доступ к той или иной информации должен быть заблокирован, хотя параметры и механизмы этой блокировки уже определены».
Заварзин призвал пользователей принять участие в онлайн-акции. Наткнувшись на деструктивный, недостоверный или потенциально опасный контент, сообщить о нём модераторам социальной сети и опубликовать у себя на странице пост об обращении с хэштегом #24часанаудаление.
Ещё один пост пользователю нужно опубликовать, когда соцсеть прореагирует на сообщение или через сутки после первого, если никаких действий не последует. Таким образом, по мнению Дениса Заварзина, можно будет проследить, какие интернет-платформы реагируют на просьбы своих пользователей быстрее и оперативно принимают меры для обеспечения их безопасности и комфорта.
Денис Заварзин также отметил важность и необходимость госрегулирования онлайн-ресурсов для борьбы с экстремизмом: «В теории всё просто: платформам достаточно придерживаться Закона и здравого смысла. И подобных ситуаций не будет. Права несовершеннолетних должны быть приоритетом вне зависимости от страны и политического контекста.
На практике же мы видим, что модерация контента оказывается крайне непрозрачным вопросом, который регулируется лишь на уровне внутренней политики самой площадки.
Следствием такого выборочного подхода к блокировке контента становится то, что деструктивное видео оказывается доступным, а, например, микроблог российской вакцины „Спутник V“ подвергается цензуре».
Материал по теме: Кто и зачем «плетёт кружева» чёрного пиара вокруг российской вакцины «Спутник V»
Исходя из анализа современной ситуации на просторах «всемирной паутины», государственное регулирование деятельности интернет-платформ необходимо. Компании не могут самостоятельно решать, что «хорошо», а что «плохо», исходя из спорных и субъективных обстоятельств или просто личных «хотелок».
Если есть вопросы по статье, напишите в комментариях. Вам ответит непосредственно автор или профильный специалист из нашего штата.
Скидка российским компаниям! Кризис – время возможностей: усилить интернет-маркетинг со скидкой. Закажите SEO+SERM+ORM+Директ со скидкой 20%.
Бесплатная консультация по продвижению вашего бизнеса или сайта.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.