Технологии виртуальной и дополненной реальности меняют маркетинг уже сегодня. О возможностях VR/AR и их эффективном применении бизнес-блогу Экзитерра рассказывает президент компании-разработчика проектов в виртуальной реальности Modum Lab, Дмитрий Кириллов.
Никто не будет считать, сколько раз вы разместили рекламу, все запомнят лишь то впечатление, которое вы произвели.
Приходя в современное банковское отделение с намерением взять ипотеку клиент первым делом... надевает VR-очки. Звучит странно, не правда ли? Но именно этот маркетинговый ход позволяет повысить спрос на оформление ипотеки, упростить процесс и увеличить продажи жилья на стадии строительства.
Технологии виртуальной реальности — действенный и интересный аудитории маркетинговый инструмент, позволяющий получить реалистичные впечатления от рекламируемых товаров или услуг. Эффективность нового формата оценили мгновенно крупные компании — реализованные при помощи VR/AR-технологий проекты относятся к маркетингу и игровой сфере.
Не смотря на то, что технологии виртуальной реальности существуют на рынке с 2015 года, сегодня VR/AR — это не просто «модная фишка», а рабочий маркетинговый инструмент, который позволяет компаниям нетипично решить стратегические задачи из сферы маркетинга, рекламы и пиара.
Фотографии и видеоролики — устаревающий способ воздействия на эмоции целевой аудитории: он всё ещё работает с товарами первой необходимости, но бывает недостаточно действенным, чтобы побудить человека отдать деньги за нечто абстрактное: строящуюся квартиру, путешествие или дорогой автомобиль под заказ. В этих случаях брендам трудно выстроить достаточную эмоциональную связь с потенциальным клиентом, убедить в преимуществах такого приобретения. В попытке выделиться на фоне конкурентов и подарить потенциальному покупателю незабываемые эмоции от просмотра рекламы маркетинговые отделы крупных корпораций были вынуждены искать новые увлекательные форматы взаимодействия с аудиторией. И таким форматом стали технологии виртуальной реальности.
Удивление, wow-эффект от использования технологий, пробуждают любопытство пользователей и желание попробовать вещь или услугу в реальной жизни. Яркие эмоции вызывают потребность повторить позитивный опыт и мотивируют клиента приобрести желаемый продукт. Ведь утверждение «сначала попробуй, а только потом плати» является такой же простой истиной для всех нас, как, например, «семь раз отмерь, один раз отрежь».
Благодаря эффекту погружения человек оказывается вовлечён в контент глубже, нежели при просмотре 2D-ролика, а заинтересованность — важнейшая характеристика, приближающая потребителя к решению о покупке. Вовлечённость при просмотре VR-формата, в десятки раз выше, чем при просмотре обычного видеоролика. Так, запоминаемость новой информации благодаря использованию иммерсивных технологий может достигать 70%, а при просмотре обычного рекламного ролика человек запоминает не больше 20% от увиденной и прослушанной информации. Это свойство воздействия иммерсивного контента на человека активно используют компании, предлагающие своим клиентам сложные услуги и оборудование или нечто, что нельзя потрогать и посмотреть здесь и сейчас из-за ряда условий.
Кроме того, в силу новизны VR/AR-технологии легко привлекают пользователей. Людям зачастую становится интересен сам технологичный формат просмотра или взаимодействия с иммерсивной средой и уже подсознательно их увлекает рекламируемый товар или услуга.
Термин «машина переживаний» активно используется по отношению к виртуальной реальности за её способность вызывать неподдельно яркие и реалистичные эмоции. VR позволяет как-бы перенести человека в другое место, время или даже создать прочную связь с другим человеком. Этот формат, благодаря глубокому погружению, интерактивности и широкому спектру сценариев, способен создать впечатления вдали от настоящих вещей, ситуаций и людей. Успешно используют это свойство технологии некоммерческие организации, которые осуществляют сбор средств для помощи людям или природе. VR в данном случае — эмоциональный приём, ведь НКО не могут предложить «покупателю» в обмен на деньги ничего материального, а побудить человека пожертвовать заработанные средства на нечто далёкое и незнакомое ему — очень сложная задача.
Одним из первых виртуальную реальность в социальной рекламе использовал журнал New York Times в 2015 году. Главный редактор издания Джейк Сильверштайн в том же году пришёл к выводу, что VR — наилучший формат для того, чтобы рассказать историю об удаленном или труднодоступном месте. Также технология помогает установить эмпатическую связь с субъектом истории и проецировать происходящее на себя.
Согласно исследованию StoryUP VR от Magnifyre, видео в VR-формате нравится пользователям на 30% больше, чем другие форматы. При этом стоимость на 1 тыс. взаимодействий пользователя для этой технологии ниже — с 4,20$ при использовании обычного видео, цена снижается до 1,74$. Кроме того, в среднем в два раза больше пользователей досматривают видео в новом формате до конца. VR привлекает зрителей на эмоциональном уровне и не только побуждает их смотреть больше, но и сопереживать происходящему на экране, проецируя ситуации на себя или своих близких.
Чтобы обратить внимание на проблемы Арктики, WWF установил в лондонском музее науки интерактивный стенд с VR-очками. Посетители музея «перемещались» в Арктику и наблюдали за семейством белых медведей. Результаты оказались впечатляющими: упоминание о кампании появилось в прессе более 300 раз и спровоцировало тысячи дискуссий по теме.
Технологии VR в маркетинговых целях особенно часто используют для проведения виртуальных экскурсий: будь то реклама отеля, туристической фирмы или нового жилого комплекса. По данным исследования сообщества VRARA, в России 45,2% из 100% покупателей жилья отметили, что виртуальная прогулка определенно помогла принять решение о покупке и сделать выбор в пользу компании, внедрившей виртуальную реальность.
Например, летом 2019 года совместно с банком ВТБ мы создали маркетинговое решение с использованием технологии виртуальной реальности «VR-ипотека». Решение предназначено для выбора квартир в более, чем ста жилых комплексах, в разных городах России. Надев очки виртуальной реальности, VIP-клиенты банка ВТБ могут «прогуляться» по строящимся квартирам, а также детально изучить жилые комплексы на картах своих городов. Такой подход позволяет существенно ускорить и упростить процесс оформления ипотеки, а ещё — создать прочную эмоциональную связь между пока что нереализованным проектом и покупателем.
Для того, чтобы выгодно выделиться на фоне конкурентов и привлечь туристов, не имеющих возможности лично осмотреть номер перед покупкой, один из роскошных отелей в ОАЭ дополнил стандартный набор маркетинговых инструментов экскурсией в формате 360-градусного видео. Для просмотра такого ролика зритель мог использовать обычный компьютер или портативное мобильное устройство. При этом у потенциального клиента появилась возможность на несколько минут ощутить себя постояльцем роскошной гостиницы, полежать на огромной кровати или даже постоять под виртуальным душем.
Формат, направленный на широкую аудиторию, активно использующийся современными крупными компаниями — дополненная реальность. Для воспроизведения такого контента не нужны очки виртуальной реальности, а достаточно иметь обычный смартфон или планшет, поэтому этот AR является сегодня наиболее массовой технологий.
Например, компания Timberland в Польше привлекла новых покупателей на счёт AR: людям предоставили возможность «переодеться» в товары из новой коллекции компании без необходимости реальной примерки. Такая рекламная компания вызвала восторг у покупателей и помогла заметно увеличить продажи новой коллекции.
Похожие технологии активно используют десятки компаний, занимающихся продажей товаров по всему миру. Огромной популярностью у покупателей пользуется приложение IKEA, которая при помощи AR позволяет дополнить реальную квартиру новыми виртуальными товарами. Ещё одно преимущество такого приложения — оно не просто развлекает пользователей, но и помогает им решить конкретные вопросы: поместится ли новый диван в комнату, а будет ли сочетаться это кресло с другими предметами интерьера?
Компании также используют AR-технологии для того, чтобы погрузить клиентов в историю создания продукции, увлекательно рассказать о товаре, привлечь новых покупателей или убедить их совершить покупку в условиях необычайно насыщенной конкурентной среды.
Исследователи из Национального университета Тайвани им. Сунь Ятсена в 2018 году выяснили, что виртуальная реальность на сегодняшний день — самый актуальный инструмент для работы с современными покупателями, потому что он соответствует духу времени и одновременно закрывает потребность людей в использовании новых технологичных решений.
Технологии виртуальной реальности сегодня — всё ещё не самостоятельный инструмент и эффективно работает в комплексе с другими активностями: таргетированной и наружной рекламой, интернет-рекламой, ТВ-рекламой и всем, что уже использует компания.
Разработка VR/AR-контента достаточно трудоёмкий и дорогостоящий процесс. Поэтому перед покупкой технологичных решений компании необходимо:
Технологии виртуальной реальности преобразовывают представление о маркетинге. Делают это уже сейчас.
Скидка российским компаниям! Кризис – время возможностей: усилить интернет-маркетинг со скидкой. Закажите SEO+SERM+ORM+Директ со скидкой 20%.
Проведем бесплатный конверсионный аудит.
Оставьте свой номер телефона и мы свяжемся с Вами в рабочее время.